Мультипликатор DPR (Dividend Payout Ration или Payout Ratio) – коэффициент уплаты процентов от прибыли, который показывает, какую часть дохода предприятие может выделить на компенсацию этих дивидендов. По-другому, Payout Ratio – часть дохода предприятия, которая идет на погашение дивидендов.
Вариант №1. Формула расчета коэффициента дивидендных выплат по балансу следующая:
Вариант №2. Формула расчета показателя через EPS:
DPS (Dividends Per Share) – дивиденды на акцию;
EPS (Earnings per share) – прибыль на акцию.
Вариант №3. Формула расчета через коэффициент реинвестирования (REP):
REP - Нераспределенная прибыль / Чистая прибыль
При условии, когда предприятие платит проценты от дохода не единожды в году, к примеру, каждый квартал, то для подсчета данного коэффициента, следует выбирать общее количество уплаченных процентов от прибыли за весь текущий год. Еще в качестве дохода немаловажно учитывать доход в полном объеме за 12 месяцев.
Предприятие заработало за прошедший период (12 месяцев) 100 млн. рублей (чистый доход) и расплатилось со своими держателями акций 10 млн. рублей в качестве процента от дохода. Коэффициент PR этого предприятия за текущий годовой период получился 10 процентов.
То есть, смысл DPR сводится к тому, чтобы обосновать вкладчику, какую процентную долю от дохода предприятие исключит из бизнеса и передаст держателям ценных бумаг в виде процентов. Этот фактический материал возможно объяснить по-всякому. Последовательно все рассмотрим.
Каким образом можно использовать коэффициент DPR
Мультипликатор DPR является важным показателем и способен объяснить вкладчику многое.
Можно считать обоснованным суждение: чем больше предприятие уплачивает проценты от доходов (Payout Ratio), тем меньше денежных средств оно может вложить в реинвестирование собственного бизнеса и его развитие.
В результате следует заключение, что PR у развивающихся предприятий станет уменьшаться или приближаться к 0, потому что все доходы будут реинвестированы. Если PR будет увеличиваться, то это значит, что предприятие не инвестирует в свое развитие (к примеру, дальнейшее развитие уже невозможно по каким-либо причинам).
Можно заметить, что данный мультипликатор DPR при выплате процентов от прибыли может достигнуть размера, превышающего 100 процентов. В действительности данный факт будет указывать на то, что предприятие сделало выплат по процентам больше, чем сделало выручки. Следовательно, если коэффициент PR у предприятия выше 100%, то это не является хорошим результатом на самом деле.
Избыток дивидендов следует компенсировать активами предприятия. Таким образом, состояние предприятия при уплате дивидендов начнет снижаться, а это может привести к неблагоприятному результату и для бизнеса в целом, и для ценных бумаг, в частности.
Отличительные признаки DPR
Особенностью данного коэффициента является несформированность конкретных принятых норм для его положительных и отрицательных показателей.
К примеру, у циклических предприятий этот мультипликатор вероятнее всего станет пониже и будет выявляться большой диапазон показателей. В свою очередь. у нециклических предприятий, имеющих предсказуемое количество денежных средств, DPR станет повыше и будет более устойчивым. Несмотря на это, нельзя утверждать, что предприятия первого типа чем-то похуже.
Изучение и анализ показателей PR одного предприятия несет для инвесторов множество нужных сведений и данных. Взять к примеру, тот признак, информирующий, что у этого предприятия. когда-то растущего, начинает заканчиваться период развития (при повышении DPR денежных средств вкладывается в развитие меньше).