«Мы только тогда внесем свою лепту в
сокровищницу всемирного искусства, когда все
силы свои устремим к развитию своего родного,
русского искусства, то есть когда с возможным
для нас совершенством и полнотой изобразим и
выразим красоту, мощь и смысл наших родных
образов – нашей русской природы и человека,
нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши
грезы, мечты, нашу веру и сумеем в своем истинно
национальном отразить вечное, непреходящее».
В.М. Васнецов
Есть образы, созданные художниками, которые волнуют нас с детских лет до глубокой старости. К числу таких замечательных творений принадлежат и картины великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Кто не знает и не любит «Богатырей», «Аленушку», «Витязя на распутье», кто не помнит васнецовских Ивана-царевича, мчащегося сквозь лесную чащу на волке, или Иванушку-простачка, летящего на ковре самолете с пойманной жар-птицей?
«Любимые нами образы, созданные народной фантазией в картинах художника, встают перед нами во всем сказочном обаянии. Мир легендарных русских богатырей, оберегающих нашу землю, мир баянов и гусляров, поющих песни о героях седой старины, мир русской сказки, проникновенно воссозданный Васнецовым в зрительских образах, не только чарует нас своей декоративной красочностью и поэтической прелестью народных идей и выраженных в нем мудрых народных заветов», – писал о творчестве художника академик Академии художеств А.К. Лебедев.
Ф.И. Шаляпин в своей книге «Маска и душа» замечает: «Этот замечательный оригинальный русский художник родился в Вятской губернии. Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из Вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри!»
Основоположник «неорусского» стиля получил образование в духовном училище, а позже продолжил в духовной семинарии. Уже во время обучения юноша брал уроки рисования у учителя гимназии Н. Г. Чернышева. Способности к рисованию отметил и отец Виктора, позволив ему оставить обучение в семинарии на последнем курсе, чтобы поступить в Петербургскую академию художеств. Именно там самим И. Н. Крамским будет сформирован стиль будущего живописца.
Картины молодого художника начали выставляться уже во время обучения. Впервые они были представлены в 1869 году сначала в Академии, после на других выставках, благодаря сотрудничеству с Товариществом передвижных выставок. Поэтому неслучайно, что ранним картинам Виктора Васнецова были свойственны бытовые сюжеты, отразившиеся в полотнах «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка». Позже круг творческих интересов художника существенно расширился. Он приступает к историческим, фольклорным и религиозным темам. Самыми знаменитыми полотнами живописца станут картины по мотивам былин: «Богатыри», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером волке», «Кощей Бессмертный», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».
Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения Христова-на-Крови (Спаса-на-Крови) в Санкт-Петербурге, храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и др.
Его талант проявился не только в создании картин и настенной живописи в храмах и соборах, но и в разработке проектов архитектурных сооружений и художественных оформлений зданий, в частности, собственного дома, особняка мецената и коллекционера И.Е. Цветкова, пристройки главного входа к зданию Третьяковской галереи и др.
Виктор Михайлович являлся многолетним участником Художественного кружка в Абрамцеве. По его задумке там была возведена церковь Спаса Нерукотворного и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках». Ныне групповые фотографии В.М. Васнецова, В.Д. Поленова, В.А. Серова и других художников, гостивших в Абрамцеве, хранятся в документах мецената и предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова (РГАЛИ. Ф. 799).
Жизнь Виктора Михайловича Васнецова оборвется 23 июля 1926 года в Москве, но его творческое наследие навсегда займет весомое место в истории художественного искусства.
«Яркий облик великого русского художника-классика неразрывно связан с добрыми серо-голубыми глазами, длинной, сходящейся «долотом» светло-русой бородой, с огромной полукруглой палитрой, широкими кистями, муштабелем и длинным – когда-то синим, а теперь полинялым халатом, живописно замазанным неотмывающейся масляной краской». Таким запомнил художника живописец и искусствовед Николай Адрианович Прахов.
* * *
В конце 1944 года сын художника Алексей Викторович Васнецов передал в ЦГЛА (РГАЛИ с 1992 г.) более ста работ художника, включающих рисунки, портреты, эскизы и этюды на сюжеты сказочного, былинного эпоса и религиозные темы, а также письма брату Аркадию Михайловичу Васнецову, невестке Ольге Андреевне Васнецовой, общественному деятелю Льву Александровичу Тихомирову и неустановленным лицам.
Позднее часть документов была получена от племянниц Виктора Михайловича – Л.А. Воиновой и Е.Е. Успенской. В итоге сегодня фонд 716 (Васнецов Виктор Михайлович) состоит из двух описей и 137 единиц хранения.
Работы Виктора Михайловича есть и в других фондах РГАЛИ. Так, портрет Сергея Тимофеевича Аксакова хранится в фонде Аксаковых (ф. 10), портрет Петра Андреевича Вяземского – в фонде Вяземских (ф. 195). Собранные искусствоведом Николаем Сергеевичем Моргуновым материалы (ф. 807) содержат очерки о нашем герое таких авторов как Н.В. Некрасова и М. Тагер (М. Сизовой), а в документах издательства «Искусство» можно познакомиться с работой А.К. Лебедева «Виктор Михайлович Васнецов».
Н.Ю. Грянченко, главный специалист РГАЛИ