Вскоре после введения санкций Евросоюза на экспорт в Россию автозапчастей посредники наладили ввоз автокомпонентов в обход санкционных ограничений из стран Европы и США через страны Балтии, СНГ и Турцию. Доставка стала длительной и дорогостоящей.
Год назад услуги по доставке дефицитных автозапчастей из-за границы посредники оценивали примерно в 25 % от стоимости товара. Многое зависело от страны-производителя. К примеру, если посредник являлся юрлицом, то за доставку автокомпонентов из Германии приходилось доплачивать 23 % сверх немецкой стоимости товара. По сравнению с 2022 годом, сейчас цена деталей как новых, так и б/у выросла на 15—100 % в зависимости от категории автокомпонента.
Очевидно, что закупка деталей для авто из недружественных России стран невыгодна и вообще представляет собой рисковое мероприятие: если попадется недобросовестный посредник, он может просто исчезнуть с предоплатой. Да и сами оригинальные детали, ввозимые по «серым» схемам, могут оказаться подделкой.
Рассказываем, какой выход из сложившейся ситуации нашла Госдума и что именно она предлагает внедрить на законодательном уровне, чтобы обеспечить автомобильную промышленность РФ необходимыми для эксплуатации транспортных средств компонентами.
Неоригинальные детали и глобальная перепрошивка
Российские производители комплектующих могут поставить на рынок автозапчастей менее 1 % необходимых для ремонта автозапчастей и закрыть всего 30 % потребностей отечественного автопрома в седельных тягачах.
Учитывая высокую стоимость оригинальных деталей, некоторые игроки российского транспортного рынка начали использовать аналоговые компоненты еще 2 года назад, до введения санкций.
Для примера сравните цены на оригинал и аналог:
- Оригинальные салонные воздушные фильтры на шведские грузовые автомобили Scania стоили 9000 рублей, их аналог оценивался в 6 раз меньше.
- Цена на оригинальные топливные фильтры достигала 20 000 рублей, стоимость аналога была меньше в 4 раза.
Самый острый дефицит сейчас наблюдается на электронные блоки управления: если не иметь долгосрочного контракта с поставщиками, то стоимость этого автокомпонента у посредников может достигать 100 000 рублей. Поэтому многие транспортные компании нашли своеобразный, но действенный выход из ситуации: они начали перепрошивать б/у ЭБУ в своей ремонтной зоне.
Использование б/у компонентов для ремонта автомобилей
В зарубежных странах восстановление и использование б/у автозапчастей поддерживается государством на законодательном уровне. Оборот таких деталей составляет до 50 % рынка, стоимость ремонта обходится в 2 раза дешевле, чем изготовление новых запчастей, расход энергии при этом снижается до 60 %.
В России подобная индустрия практически отсутствует. Между тем, это могло бы решить вопрос закупки дорогостоящих деталей и наполнения рынка контрафактом.
Тревогу забили Российский союз автостраховщиков, крупные автобусные парки, перевозчики, использующие иностранные автомобили:
- В конце прошлого года из-за нехватки запчастей доля ремонта автомобилей по ОСАГО снизилась до 5 %.
- Средняя выплата по ОСАГО выросла примерно до 90 000 рублей, что почти на четверть больше показателя год к году.
- Найти запчасти для автобусов и грузовиков сложнее, чем для легковушек: сложности с ремонтом вскоре могут возникнуть у миллиона автобусов и миллиона грузовых автомобилей.
В феврале в Госдуму сразу четыре комитета внесли предложение о возможности создания индустрии по восстановлению и дальнейшей эксплуатации автозапчастей, в том числе в рамках ремонта автомобилей по страховке.
Против такого решения выступал Банк России, некоторые независимые консультанты по автопрому, АвтоВАЗ:
- Чтобы осуществить капитальный ремонт двигателей, необходимо соблюдать высокоточные параметры, иначе в дальнейшем безопасность этого компонента будет стоять под вопросом. Мелкие станции обслуживания могут лишь заменить вышедшую из строя деталь двигателя, но не отремонтировать его целиком.
- При ограниченном финансировании можно будет восстанавливать лишь импортные автокомпоненты, да и то эта мера может оказаться невыгодной: автопрому лучше инвестировать в то, что будет работать на перспективу.
- Не все б/у автозапчасти подлежат восстановлению. Использование некоторых (колодок, шлангов) может создать угрозу безопасности движения при бесконтрольном ремонте.
Какие меры предлагают ввести депутаты Госдумы для создания индустрии массового восстановления б/у деталей автомобилей в нашей стране:
- сформировать ряд требований к СТО по восстановлению комплектующих;
- определить перечень запчастей, допустимых к восстановлению без потери качества и с гарантией безопасности транспортного средства;
- ввести правила маркировки компонентов;
- обязать производителей авто раскрывать сервисную и технологическую документацию;
- предусмотреть налоговые и экономические льготы для малого и среднего бизнеса, привлеченного к ремонту б/у деталей;
- создать центр, объединяющий и контролирующий работу восстановителей б/у компонентов и СТО и т. д.
Не факт, что индустрия восстановления и эксплуатации б/у автозапчастей будет налажена в ближайшее время. Этот вопрос требует детальной проработки, поскольку в первую очередь использование таких деталей повлияет на безопасность эксплуатации транспортных средств. Поэтому деятельность предприятий, которые возьмутся за восстановительные работы, должна быть сертифицирована и стандартизирована.
Компания Точка-Точка https://dot-dot.ru Быстро заказать грузопервозку