Не можете решить, что выбрать? Хотите узнать, кто сегодня моет посуду или выносит мусор? Все эти споры легко разрешаются древнекитайским методом принятия решений, известным нам как «камень, ножницы, бумага».
«Шоушилинг» в Китае и «муси-кэн» в Японии.
Первые записи об игре, которая тогда называлась «шоушилин» (порядок жестов), были найдены в книге «Вузадзу» Се Чжаожа (летописец императоров династии Мин). Он упомянул, что игра восходит к династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). С годами игра развивалась, но ее основные правила никогда не менялись. В 18 веке игра попала в Японию под названием муси-кен. Помимо названия изменились и персонажи - в японской версии лягушка (представленная большим пальцем) "бьет" улитку (мизинец), а улитка побеждает змею(безымянный палец), который, в свою очередь, побеждает лягушку. В зависимости от региона Японии символы менялись, и одним из самых популярных сортов стал так называемый «Кицунэ-кен», в котором представлены следующие персонажи: охотник (рёси), староста деревни (сёя) и лиса (китсунэ). Существует также вариант под названием «джан-кен», в котором есть хорошо известные символы ножниц, бумаги и камня.
«Камень, ножницы, бумага» в мире
В начале 1900-х годов игра «камень — ножницы — бумага» распространилась за пределы Азии, в частности благодаря усилению контактов Японии с Западом. В статье 1921 года о крикете в Sydney Morning Herald «камень, ножницы и бумага» описываются как метод рисования, с которым автор столкнулся во время путешествия по континенту.
В том же году Washington Herald описала игру как один из методов «китайской азартной игры». Спустя три года в британской «Таймс» появилась статья, в которой «камень, ножницы и бумага» описывалась как «ручная игра средиземноморского происхождения», получившая название «жот». Затем один из читателей написал в газету, что игра «жот», была игрой «Джан-кен-пон», в которую он часто играла, находясь в Японии.
В 1927 году французский детский журнал La Vie au патронат описал правила игры как «jeu japonais» («японская игра»). Французское название «Чи-фу-ми» образовано от древнеанглийских слов «один, два, три». В 1932 году об игре написали в New York Times, а в следующем году иллюстрированная энциклопедия Комптона описала ее как распространенный метод разрешения споров между детьми в статье о Японии: «Это настолько хороший способ урегулировать спор, что Американские мальчишки и девчонки тоже могли практиковаться в ней», — писали об игре, которая тогда называлась «Джон Кем По».
«Камень, ножницы, бумага» в японской культуре
Игра «камень, ножницы, бумага» глубоко укоренилась в японской культуре и часто используется для разрешения споров или помощи в принятии важных решений в бизнесе или политике. Одна из самых известных историй — история 2005 года, когда Такаши Хашияма (президент электронной компании Maspro Denkoh) решил продать коллекцию картин, в которую, среди прочего, вошли работы Пикассо и Ван Гога.
Хашияма обратился в аукционный дом Christie's Sotheby's с просьбой об агентстве по продажам. Два предложения были настолько близки друг к другу, что Хашияма не смог сам выбрать одно из них. С другой стороны, он не хотел делить коллекцию, поэтому он предложил сыграть в «камень, ножницы, бумагу», сказав при этом: «Вероятно, это выглядит странно для других, но я думаю, что это лучший способ выбрать из двух одинаково хороших предложений».
«Камень, ножницы, бумага» - как победить?
В игре «камень, ножницы, бумага» невозможно получить преимущество над случайным противником. Однако одним из методов является использование психологической слабости, и поэтому некоторые люди говорят о другом символе, прежде чем показывать свой символ, чтобы сбить с толку своего противника (например, они кричат «камень» и показывают «бумагу»), в то время как другие готовят последовательность из трех ходов вперед перед игрой и показывать их вне зависимости от того, что показывает соперник в последующих раундах.