Найти тему

Зачем детям расти #1?

Оглавление

Я думаю, что каждый здравомыслящий человек скажет, что ребёнок в определённый момент должен вырасти, стать взрослым и самостоятельным. А каждый планирующий свою жизнь чуть больше, чем на неделю, добавит, что ребёнок должен стать материально независимым. Но при этом я вижу вокруг себя, как родители культивируют инфантилизм и зависимость в своих детях. Более того, общество располагает и порой даже заставляет быть таким родителем. Давайте проковыряемся в этой теме.

Что такое рост и взросление?

Для меня это разные вещи. Хоть я и оставил в заголовке только рост, но это в угоду краткости.

Рост - это процесс физический. Был 140см стал 190, был 50кг, стал 90. Вырос, значит. Но не значит, что повзрослел.

📌
Взросление - процесс ментальный и психологический. Можно выделить несколько этапов взросления человека:
1. Не принимает никакой ответственности (инфантильность);
2. Принимает ответственность за свои поступки, но не за свою жизнь (тактическая ответственность);
3. Принимает ответственность за свою жизнь (стратегическая ответственность);
4. Принимает ответственность за жизнь своих близких (семейная ответственность);
5. Принимает ответственность за коллектив/компанию/бизнес (лидерская ответственность).


Как видите, я считаю, что основным аспектом взросления является принятие на себя ответственности того или иного масштаба. И чем больше ответственности взял на себя человек, тем он взрослее.
При этом, никто не отменял детских проявлений - одно другому не мешает. Можно играть, веселиться, дурачиться, но быть при этом взрослым человеком.

И всему этому мы должны научить своих детей!

Почему это важно?

Более того, почему это важно с точки зрения нашего богатства и счастья? Начнём про счастье. Вы уж простите, если я наступлю кому-то на больную мозоль. Но уж больно интересная тема. Наши дети - это самый важный в жизни проект нашей самореализации. Это единственный проект, который не мы сами себе придумали, а заложенный природой. То есть рождение и воспитание ребёнка - это инстинктивная задача. А значит, чем лучше мы эту задачу выполним, тем счастливее будем. И да, я считаю, что позиция “child free” не позволит человеку полноценно внутренне реализоваться. Можете приводить сколько угодно примеров великих учёных, которые умерли без потомства. Я не верю, что эти люди были счастливы.

С точки зрения материальных аспектов нашей жизни всё достаточно меркантильно. Сначала нужно, чтобы ребёнок стал самостоятельным. Это значит, что мы перестанем тратить на него свои ресурсы. А дальше хорошо бы, чтобы он стал достаточно успешным и позволил себе тратить свои ресурсы на своих близких. Тут всё понятно.

И есть ещё один аспект, как богатства, так и счастья. Дело в том, что с возрастом некоторых ресурсов у нас становится меньше. А выросший физически ребёнок, если он не готов взять ответственность за свою жизнь, тянет ресурсы на себя. Фактически, его жизнь/безопасность остались под нашей ответственностью. Ну и как тут можно полноценно наслаждаться жизнью?!

В общем, с этим надо что-то делать!

Что мешает?

Но если в целом понятно, что ребёнок должен повзрослеть, то почему воспитывают инфантов? Потому что нам навязали различные великие учения и суждения о воспитании детей, написанные и придуманные людьми, которые не удосужились доказать нам на деле эффективность своих фантазий. Но PR делает своё дело лучше доказательств. И поэтому мы разучились отличать некоторые очень важные психологические аспекты жизни. Выделим несколько распространённых примеров:

1. Свой опыт и опыт ребёнка. Дело в том, что развитие человека происходит в том числе и за счёт ошибок. Многие родители не позволяют своим детям совершать их собственные ошибки. Тем самым лишают растущего человека одного из самых важных навыков - умения строить логические цепочки и выявлять причинно-следственную связь между событиями. Объяснения в этом деле - не самый эффективный урок.

2. Умение руководить и неумение подчиняться. Многие хотят, чтобы их ребёнок был успешным. Это естественно. И для этого воспитывают в нём руководителя с самого раннего возраста. Учат принимать решения, выбирать, давать указания. Позволяют ребёнку руководить собой. К сожалению, это так не работает. Мы всегда кому-то подчиняемся. И те, кто умеют подчиняться, вырастают лучшими руководителями. Никто не будет думать так «о, какой у этого молодого человека скверный характер - он прирождённый руководитель». Его скорее уволят, если он будет вести себя неподобающе своему положению.

3. Руководство и доминация. Руководить - это значит говорить, что делать, и брать ответственность за последствия на себя. То есть в случае негативных последствий продолжать руководить. Доминировать - это эмоциональное действие. Самые распространённые виды доминирования - это жалость и эмоциональная необоснованная похвала. Есть и другие. Доминировать можно, но не в важные моменты жизни. Не в момент падений и каких-то неудач. И не часто.

Это всё превращает ребёнка в инфанта.

Продолжим рассуждения на эту тему завтра. Я расскажу, почему плохо быть инфантом, и как мы решаем проблемы взросления в нашей семье.