В данном вопросе, пожалуй, начать стоит с того, что появлению евангельских рассказов об Иисусе, способствовали мессианские (машиахские) ожидания в иудейской культуре. Чаяния, связанные с мессией (по-еврейски “машиахом”, по-русски “помазанником”, по-гречески “христом”) стояли особенно остро в период I-го века до н.э по I-й в. н. э., когда иудея находилась под игом римлян. Иудейский народ нуждался в освободителе, законном царе из рода Давида, в то время, когда в иудеи правили цари-идумеяне, поставленные римлянами.
Ожидание, предсказанного пророками машиаха, началось еще со времен вавилонского плена ок. 6 в. до н.э. и продолжаются до сих пор в иудейской традиции.
Основная задача машиаха (мессии, помазанника) вполне материальна - это независимое Иудея-Израильское царство на обетованной земле, и построенный на положенном месте Иерусалимский Храм.
Важно понимать, что в традиции иудаизма, машиах (престолонаследник, помазанник) - это человек. Машиах (помазанник, христос) - это человек, рожденный естественным путем от земных матери и отца, из рода Давида. У машиаха не может быть сверхъестественного отца - святого духа или божества. В иудейской традиции никогда не существовало и не существует представления об сверхъестественном (непорочном) зачатии машиаха.
Когда идеи иудаизма через апостола Павла стали проникать в эллинистический (языческий) мир, эллины (язычники), слушая рассказы о чудесах Иисуса и его воскресении из мертвых, стали воспринимать Иисуса как божество. Для язычников первых веков были близки культы Осириса, Диониса, Митры, отчего языческое сознание стало идентифицировать павловского Иисуса с божеством. Язычники даже про самого Павла стали говорить, что он бог (Деян.28:6).
Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог. (Деян.28:6).
Принять человека Иисуса, чье имя было окутано чудесными историями, за божество было проще простого. А вот как увязать обожествленного Иисуса со строгим единобожием Ветхого Завета, стало настоящей проблемой для христианского богословия. Если принять, что Иисус бог так же как и ветхозаветный бог Отец , то получалось два бога, а это уже никак не вязалось с единобожием.
Задолго до утверждения церковных догматов, формулирующих учение о Троице , в среде христианского богословия существовало множество различных попыток увязать божественность Иисуса с единобожием Ветхого Завета (еврейского Танаха).
К IV веку по территории римской империи распространилось множество христианских сект (церквей), в некоторых из них Иисуса почитали как бога сына, равного богу отцу, в других считали его творением бога.
В 313 году - Император Константин объявляет христианство допустимой религией римской империи. Возникает необходимость привести разрозненные представления о природе Иисуса к единому знаменателю.
В 325 году по приказу Императора Константина были собраны епископы церквей со всех уголков римской империи.
Поводом для всеобщего собрания церквей стал спор, разгоревшийся между александрийским епископами Александром и пресвитером Арием. Как считал Арий, Иисус является сотворенным, а не вечным, Александр же наоборот, считал, что Иисус вечен, как и бог-Отец.
Исходя из этих положений, Арий упрекал Александра, в том, что по его положению выходит существование двух божественных сущностей, что отрицает единобожие. Александр же отвечал, что позиция Ария отвергает божественную нетварную природу Иисуса, и означает, что христиане поклоняются тварному существу.
Епископ Александр, использовав свои полномочия, осудил учение Ария и отстранил его от всех должностей в церкви Александрии.
Арий же попытался опротестовать выдвинутое против него решение, в связи с чем поднялась волна возмущения в поддержку позиции Ария. Епископы, к которым обратился Арий, написали письма, в которых заявляли, что низложенный пресвитер прав и что именно Александр проповедует лжеучение.
С целью урегулировать разногласия и выработать общую политику в 325 году по приказу Константина в Никее собираются епископы на первый Вселенский собор.
От имени Ария, который не мог присутствовать на собрании епископов, выступал Евсевий Никомидийский.
Споры на тему природы Иисуса Христа между епископами, держащихся разных точек зрения, были схожи с дебатами политических партий во время предвыборной кампании.
Вот как историк описывает выступление Евсевия Никомидийского:*
Судя по свидетельству очевидцев, поворотным пунктом стало выступление Евсевия Никомидийского, где он изложил свои взгляды, которые также были взглядами Ария. Он полагал, что собравшихся можно убедить простым и ясным изложением учения. Но ответ епископов, после того как они услышали его объяснения, был вовсе не таким, на который рассчитывал Евсевий Никомидийский. Утверждение, что Слово или Сын - всего лишь творение, хотя и очень высокое, вызвало гневные восклицания: "Ты лжешь! Это богохульство! Ересь!" Евсевию не дали больше говорить, и, по свидетельству очевидцев, текст его выступления вырвали у него из рук, разорвали и после этого растоптали.
В конечном итоге, победила партия тех, кто считал, что Иисус имеет нетварную божественную природу, единосущную богу-отцу.
На Вселенском соборе был утвержден Символ Веры, в котором закреплялась природа Иисуса.
Взгляды оппозиционной партии были объявлены ересью, а епископы преданы анафеме. Так в первом официальном богословском споре победа досталась тем, кто проявил наглость и невоспитанность.
На последующих Вселенских Соборах были утверждены догматы формирующие учение о Троице. Уже на втором Вселенском Соборе 381-го года была официально признана третья ипостась бога - в лице Святого Духа.
Но ни принятый Символ Веры, ни последующие церковные догматы, не прекратили богословских разногласий, и на протяжении всей истории церковь будет яростно бороться с теми, кто придерживается иной точки зрения.
_________________________________________________________________
*Х.Л.Гонсалес История христианства. Том 1. От основания Церкви до эпохи Реформации.