Греческое слово хριστός [христос], означает тоже самое, что и еврейское слово “Машиах” (в русифицированном варианте “миссия”) а в переводе на русский "помазанник" (“тот на кого, возлили елей”). Значение этого титула связано с церемонией помазания маслом царей и священников при вступлении в должность. Таким образом, понятие "Помазанник" (мессия, машиах, христос) несёт в себе идею передачи от Бога священнической и царской власти.
Помазание - это своего рода символ полученного одобрения свыше на вступление кандидата на царственную должность.
В греческом переводе книг Ветхого Завета слово хριστός , переведенное в синодальной Библии как “помазанник”, встречается довольно часто. Например, в книге 1-Царств 16:6, где речь идет о выборе помазанника из сынов Иессея (см. рис 1).
Причем, под помазанием подразумевалась именно богоизбранность. Разумеется, от имени бога выбор делал первосвященник, и совершал над посвящаемым обряд помазания.
То есть, в русском переводе Иисус Христос, назвался бы Иисус Помазанник, но в христианской традиции закрепилось употребление именно греческого слова хριστός.
В книгах Нового Завета, мы встретим точно такое же греческое слово хριστός, как и в Ветхом Завете, но здесь оно уже не переведено как “помазанник”, а преобразовано в имя собственное “Христос” (см. рис. 2).
В Евангелиях Иисуса называют "христос", при этом не сказано, кто именно совершил обряд помазания над ним, чтобы его можно было так называть. Зато, у евангелистов упоминается история о том, как некая женщина вылила на голову Иисуса дорогое масло из алавастрового сосуда ( Мк.14:3, Мф.26:7).
И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. (Мк.14:3)
приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову (Мф.26:7).
Что разумеется слабо походит на серьезную церемонию, совершаемую уполномоченным на то священнослужителем.
Царь Иудейский
Если брать, в целом политическую обстановку того времени, к которому относятся евангельские события, то само объявление себя помазанником это своего рода самовыдвижение на царский престол, что в условиях вассального положения Иудеи не могло остаться безнаказанным.
Поскольку иудейская земля в то время являлась провинцией Римской Империей, никаких царей без утверждения римлянами, там быть не могло. В 1-м веке до н. э. царский титул от римлян получил Ирод I Великий; после его смерти власть в Иудеи римляне разделили между сыновьями Ирода, которые назывались уже не царями, а тетрархами (четврехвластниками).
Евангельская история об избиении Иродом младенцев, с целью убить новорожденного, которому волхвы предсказали царствовать, выглядит абсурдной небылицей; особенно если учесть, что Ироду Великому на момент предполагаемого рождения Иисуса, было почти 75 лет.
То есть, чтобы всерьез забеспокоиться из-за предсказания волхвов, о том, что родился младенец, которому звезды сулят стать царем, Ирод должен был быть невероятным оптимистом, который метил дожить как минимум до 90-та лет.
По историческим свидетельствам Царь Ирод Великий в период своего длительного правления в Иудеи продолжил строительство Храма в Иерусалиме, обустраивал города, а под конец жизни, если верить евангельским рассказам, учинил расправу над младенцами, испугавшись астрологического прогноза. Видимо, прикинув, что в преклонном возрасте, ему тяжело будет отстаивать трон у подростка Иисуса, он решил устранить потенциальную угрозу заранее, порубив всех младенцев в городе.
Если же он забеспокоился о том, что его сыновья не получат трон после его смерти, то и это совершенно напрасно, потому как данный вопрос зависел от римлян.
После смерти Ирода его титул должны были унаследовать его сыновья. Хотя ситуация могла переиграться в любой момент, чтобы получить титул иудейского царя (этнарха, тетрарха), нужно было, прежде всего быть угодным римским властям (платить им деньги, согласовывать каждый политический шаг).
Хоть, по евангельским рассказам, Иисус и происходит из рода царя Давида, но дело в том, что династия царей дома Давида продолжалась до вавилонского пленения, то есть примерно до 6-го веке до н. э.. После чего Иудея надолго потеряла независимость и переходила во владение от одной империи к другой, до восстания Маккавеев во 2-м веке до н. э. После победы Маккавеев независимость иудеи была восстановлена и начался период правления династии Хасмонеев. Хасмонеи продержались у власти недолго; уже в 1-м веке до н. э. эстафета правления перешла к дому Ирода, и Иудея вновь утратила независимость.
Поэтому для евангельского Иисуса, даже если бы он действительно был потомком Давида, единственный путь стать Царем Иудеи, - это поднять восстание и силой захватить власть.
Причем, сражаться Иисус должен был бы не столько с сыновьями Ирода, и не с первосвященниками, а с римской армией. Потому как, прежде всего, ему требовалось бы отстоять независимость Иудеи. Без этого условия, его царствование было бы не более чем, управлением чужим имением. Да и разве настоящий Машиах мог допустить, чтобы с его народа собирались налоги в римскую казну?
Главное ожидание, которое возлагалось на предсказанного пророками Машиаха (Мессию) из рода Давида, это обеспечение полной независимости иудейской земли от захватчиков, и объединение двенадцати колен израилевых в единое царство, как это было при царе Давиде. Без выполнения этих условий “машиах”, это не “машиах”, а самозванец; и Иисус, если он считал себя тем самым, о котором говорили пророки, прекрасно понимал какое главное чудо он должен совершить.
На допросе у Понтия Пилата
В рассказах евангелистов нет ни слова о восстаниях, под предводительством Иисуса.
Но, даже если мы предположим, [просто сделаем самое смелое предположение], что евангельские рассказы содержали когда-либо сведения о вооруженном столкновение сторонников Иисуса с римскими солдатами, то как подобные истории могли распространиться и сохраниться на территории Римской империи? Ответ, либо никак, либо в иносказательной, метафорической форме. Надеюсь, понятно почему.
Зато у всех четырех евангелистов мы наблюдаем более чем загадочное поведение римского префекта Понтия Пилата во время суда над Иисусом. Перед ним стоит человек, называющий себя царем, помазанником, а он интересуется у собравшейся на площади толпы: может в честь праздника отпустить вам Иисуса, назвавшего себя царем?
Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? (Мк.15:9)
Причем, по евангелиям, Пилат говорит об этом настолько беспечно, как будто перед ним стоит актер, который объявлял себя царем, играя в спектакле, либо сумасшедший, который ощутил себя царем из-за помутнения рассудка.
Если Пилат, понимал, что перед ним стоит человек, в здравом уме и всерьез, а не в шутку, объявивший себя царем, да к тому же, которому группа поддержки кричала при въезде в Иерусалим: “Осанна! Царь Иудейский!”, то для Понтия Пилата казнить такого человека было прямой обязанностью.
На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин.12:12-13)
У Луки:
говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! (Лк.19:38)
Когда представители фарисеев, опасаясь, что происходящее может быть расценено как мятеж и спровоцировать столкновение с римскими легионерами, они стали просить Иисуса, запретить своим ученикам восклицать, что он царь. На что, Иисус ответил весьма воинственно: “сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют”.
И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. (Лк.19:39-40)
Об опасениях первосвященников и фарисеев, что может случиться вооруженное столкновение, в результате которого пострадает большое количество народа, в “Евангелиях” упоминаются вскользь:
Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. (Ин.11:48-50)
Вполне закономерно, что иудейский первосвященник посчитал целесообразным схватить Иисуса и сдать римским властям, дабы избежать массового кровопролития.
Но для того чтобы замаскировать суть сказанных слов, к ним добавляется пояснение, что, якобы, первосвященник предсказал, что Иисус умрет за народ.
Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. (Ин.11:51-52)
Под какую христианскую идею было подстроено именно такое истолкование слов Каиафы, думаю пояснять не стоит. Тем не менее, нам совершенно ясно, что если иудейский первосвященник говорит о “рассеянных чадах божьих”, то он имеет в виду 12 колен израилевых, а не нынешних христиан.
Даже, если вооруженного столкновения еще не произошло, и не было пострадавших, имеются уже достаточные основания для вынесения смертного приговора. Римлянам и так приходилось постоянно задействовать войска на подавление мятежей и восстаний, а тут человек, имея группу поддержки, объявил себя Царем.
Но, вопреки здравому смыслу, Пилат на допросе Иисуса проявляет неслыханное великодушие. По “Евангелиям”, он, якобы отпускает другого осуждено мятежника, по имени “Варрава”, которого толпа настойчиво просила отпустить.
Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. (Мк.15:7)
Подобное поведение Пилата просто абсурдно, но, те фантастические “чудеса”, которыми изобилуют евангелия, по видимому ослабляют способность читателя критически оценивать поведение Пилата.
Евангелисты предлагают поверить нам в сказку о том, что Варраву, осужденного за поднятый мятеж ((Мк.15:7), поддерживает многочисленная толпа и просит его отпустить, а Пилат видя, что у мятежника Варравы такая мощная группа поддержки, отпускает его. Неужели, Пилат был настолько глуп, что не понимал к чему приведет в итоге такое “великодушие” ? Или же круглым дураком его сделали, те, кто приложил руку к написанию и правкам Евангелий, желая снять ответственность с римского префекта и переложить ее на еврейский народ? (что бы современному читателю было понятней, Римская Империя в то время, это как сегодня США).
К слову сказать, сейчас в Синодальном переводе уже не найти, но в греческих текстах сохранилось, что имя “Варравы” было Иисус, и эта деталь многим, конечно же, известна.
Неправдоподобно также и то, что Пилат предлагает толпе отпустить Иисуса “Царя Иудейского”, якобы, не видя в нем вины, достойной смерти. В случае несостоятельности обвинений, Пилат мог отправить его под арест до выяснения обстоятельств, а не устраивать развлекательные шоу перед толпой, из разряда “казнить нельзя помиловать”.
Суд над Иисусом, допрос у Понтия Пилата, а также въезд в Иерусалим мы можем рассмотреть еще более подробно в следующих статьях, если интересно.
P.S. Автор не отрицает полностью историчность событий, описанных в евангельских повествованиях. Очевидно, что некоторыми людьми была сделана попытка записать произошедшие события задним числом. Нельзя отмахнуться и сказать, что Евангелия это выдумка чистой воды. Очевидно, что в них переплетены события, которые имели место быть, с различными домыслами, преувеличениями, искажениями, поздними вставками, так же не исключено, что какие то детали были, наоборот, опущены.
При всем моем скептическом и критическом подходе к евангелиям, я не могу не отметить, что изначально, если отбросить всю шелуху с непорочным зачатием и прочим бредом, они повествуют о некоем национальном герое, который искренне верит в то, что именно он предсказанный пророками машиах; искренне верит в то, что он сможет освободить свой народ от ига римлян; он искренне верит в помощь свыше, так как на стороне римлян было явное превосходство, и он как агнец на закланье самоотверженно идет навстречу смерти. Конечно же, Иисус никакое не божество, и даже не тот самый машиах, но он один из тех, кто попытался. По факту, его миссия закончилась провалом, а вся эта история, впоследствии обернулась против его народа.