Праздник остается праздником.
Сегодня все мы отмечаем очередную годовщину окончания самой кровопролитной войны в нашей истории. Память о Великой Отечественной хранилась и хранится в поколениях, а их за почти 80 лет сменилось несколько. Уже почти не осталось ветеранов, все меньше - детей войны и тех, кто хоть что-то помнит и может нам рассказать. И каждый такой рассказ о том суровом времени должен быть зафиксирован и сохранен для будущего – для наших детей и внуков.
Расскажу немного и я. Не про войну, про жизнь. На фото - мой дед по матери, Анатолий Петрович Павлов. В конце тридцатых он из Талдома ездил в Москву за сырьем, занимался, как сейчас сказали бы, «мелким бизнесом». Сталин тогда разрешал работать кустарям по патенту. По рассказам родни, в одну из таких поездок, за неосторожную фразу, оброненную в чайной (или в привокзальном буфете), был по сигналу стукача задержан и год промурыжен в Калининском НКВД. Странно, что не посадили окончательно, но здоровье было подорвано.
Однако, когда началась война, его призвали. Служил, был на фронте. Награжден медалями "За оборону советского Заполярья" и "За победу над Германией". Умер в конце 50-х. И совсем недавно, мой брат, разбирая семейные архивы, нашел его красноармейскую книжку. Удивлению не было предела: только сейчас мы узнали, что он, оказывается, служил в отделе контрразведки "Смерш". Чудны дела твои, Господи…
Его старшего сына тоже звали Анатолий. Он на втором фото. Это мой родной дядя - Анатолий Анатольевич Павлов. Ушел из жизни пару лет назад. Испытал голодное военное детство. В семье их было трое детей, когда началась война, старшей было 12, дяде - 8, а моей маме - всего 3. Из них жива только старшая - тетя Зина, ей уж 93.
Дядя Толя закончил художественное ремесленное училище, служил срочную в ВВС. Потом работал на Конаковском фаянсовом заводе, сначала живописцем, потом обжигальщиком. Рисовал и лепил из глины. Провел множество выставок своих работ. Прекрасно пел: много лет являлся солистом народного академического хора им. А.И.Цветкова, потом городского хора ветеранов.
Деда по отцу я не мог знать. Его не знал и мой отец. Он родился в марте 1941-го, а уже к осени деда Максима забрали на фронт. Пропал без вести. По нашим данным - в ржевской мясорубке. Там за год с небольшим с обеих сторон два миллиона было перемолото. Подавляющая часть потерь - Красной армии и точную цифру теперь не назовет уже никто... Отец утверждал, что меня назвали в честь деда...
Такие были люди. Такие ли мы сейчас? Ответ подскажет будущее. Ведь, большое видится на расстоянии. Остаётся главное: День Победы - праздник со слезами на глазах, наш праздник, проверенный временем. И он будет отмечаться, пока мы все живы.
А нашим дедам - вечная память.
***
ОТБЛАГОДАРИТЬ АВТОРА: Перевод по СБП на карту "Почта банк" по номеру +79520655055 (Максим М.)