С население 20 тыс. человек, станица Зеленчукская спорит с Карачаевском за роль 2-3-го центра КЧР после агломерации Черкесска и Усть-Джегуты, и в этой игре названий ей бы подошло Казачинск. Вместе с соседними Кардоникской, Сторожевой, Исправной и Преградной на Урупе она была основана в 1859 году как звено Зеленчукской укреплённой линии.
Кавказская война тогда шла на излёт, по здешним горам ходили последние отряды кабардинских хаджретов, и генералы, скорее всего, вполне понимали, что набеги иссякнут через несколько лет. Смысл Зеленчукских станиц был в другом: в Кавказских горах образовалась Русская долина. Селились тут казаки Хопёрского полка, забористую историю которого я рассказывал уже и в прошлой, и позапрошлой частях: один из истоков казачества, хопёрцы сплотились у Червлёного Яра ещё в 13-14 веках из беглых славян, алан и адыгов и были приручены для охраны границ Великим княжеством Рязанским.
Дальше хопёрцы примкнули к донской вольнице, охотно участвовали в восстаниях типа Разинщины или Булавинщины, но именно Хопёрский полк, впервые сформированный в 1696 году, сыграл ключевую роль в штурме Азова. В 1777 году его перевели в Ставрополь, откуда хопёрцы постепенно распределились вдоль Кавказской укреплённой линии.
В 1845-м её станицы были сведены в Кавказское линейское казачье войско, и именно в таком качестве, вместе с солдатами двух пехотных полков, казаки прибыли в Зеленчукскую и в мае того же года пережили первый набег. Год спустя, в 1860-м, возникла Кубанская область, все казачьи формирования которой стали единым Кубанским войском.
И хотя следующие полвека жизнь в её самом восточном Баталпашинском отделе (уезде) текла относительно мирно, Верхняя Кубань не растеряла дух казачьего фронтира, вновь проявившийся в эпоху перемен. В 1918 году Верхняя Кубань стала оплотом одиозного Андрея Шкуро, который позже со словами "Хоть с чёртом против большевиков" примкнёт к фашистам.
В Гражданскую он наладил по станицам базу промышленную снабжения всего Белого Юга (например, лесозавод в Зеленчукской), и с опорой на эту базу занял Ессентуки и Кисловодск. Советы, всего это не забыв, сделали верхнекубанцев меньшинством в национальной автономии: в Зеленчукской карачаевцы ныне 20% жителей, а над куренями у въезда строится огромная мечеть. Однако и у казаков крепкая память...
Зеленчукская поначалу не выделялась среди прочих станиц, размером даже уступая соседним Сторожевой и Кардоникской. В 1931 году, однако, она стала райцентром, а стало быть - и "русской столицей" Карачаево-Черкесии: славян в республике 32% жителей, в том числе 63% в Зеленчукском и 77% в Урупском районах.
19 августа 1991 года, на волне казачьего возрождения и всплеска кавказского национализма, активисты этих двух районов провозгласили в составе тогда ещё живого СССР Зеленчукско-Урупскую Казачью Советскую Социалистическую Республику. 9 днями раньше в Черкесске таким же образом была провозглашена Баталпашинская Казачья республика, а 30 ноября БКР и ЗУК ССР объединились в Верхне-Кубанскую Казачью республику со столицей в Зеленчукской.
И хотя запала хватило дай бог на полгода, а большинство жителей ВККР в надвигавшейся Смуте вообще не заметили этой движухи, столь же огромная, сколь и невзрачная станица так и осталась в истории центром маленькой и непризнанной, но как бы не единственной русской автономии в СССР и РФ.
По виду Зеленчукская - цветастый, шумный, очень живой городок со светофорами на перекрёстках и зеркальными стёклами ТЦ, но глазу зацепиться в ней не за что. Вот разве что у дороги на Архыз какие-то стены, в которых хочется углядеть то ли перестроенную казачью крепость, то ли лесозавод Шкуро.
Самую интересную достопримечательность Зеленчукской я и вовсе покажу как-нибудь в другой раз, а вы в комментариях можете строить догадки, что это за сооружение на выезде из станицы: