Давайте поговорим о мифах об аутизме на примере одной статьи, которая попала мне в ленте рекомендации ДЗЕНа. Вот эта статья. Автор говорит, что она специалист в реабилитации людей с множественными особенностями развития. Когда я прочитала статью, очень расстроилась! Давайте разберем два мифа об аутизме, которые упомянуты в той статье.
Итак, начинаем новую рубрику, в которой я буду развенчивать или подтверждать мифы об аутизме. Сегодня поговорим о двух мифах: аутизм у детей "перерастает" в шизофрению и нет никакого смысла в дорогостоящей коррекции, потому что потом все равно ребенок откатится назад.
Начнем с первой фразы, которая привлекла мое внимание:
Итак, миф: "Аутизм в 18 лет превращается в шизофрению". Это не так. Аутизм и шизофрения два совершенно разных заболевания. Был период в психиатрии, когда считалось, что аутизм - это начало шизофрении. Но эти времена уже давно позади, как и те, когда женскую истеричность лечили лоботомией.
Основная проблема аутиста: нарушение социализации. Человек не чувствует себя частью этого мира, не понимает, как его познавать и общаться. Один из симптомов шизофрении это социальная изоляция, но ее причина - галлюцинации, параноидальное поведение, маниакальные идеи.
Ну а про то, что аутизм превращается в шизофрению в 18 лет даже смешно. Ровно в 18? А в какой час? В час рождения ребенка, или как у Золушки карета превратилась в тыкву, аутизм станет шизофренией ровно в 12-00?
И еще одно спорное высказывание:
Миф: "Сколько не корректируй аутизм, все равно ребенок откатится назад". Это совсем не так. Аутизм - это не дегенеративное заболевание, а скорее состояние человека, которое можно и нужно корректировать. Здесь автор, скорее всего, опять путает шизофрению и аутизм. Шизофрения может привести к деменции и угасанию когнитивных функций.
Мне кажется уместным сравнение аутизма с ампутацией ноги, например. Новая нога не вырастет, как и аутист никогда не избавится от особенностей своего мышления и восприятия мира. Но человек без ноги может научиться ходить с помощью костылей или протеза; при помощи тренировок и практики, ходить он будет все лучше и лучше, а кто-то даже бегать сможет. Так и человек с аутизмом при грамотной поддержке будет все лучше и лучше развиваться, общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Ни о каких "шаг вперед, два назад" речь не идет. Могут быть откаты на фоне стрессов, болезней, обострений, но освоенный навык все равно восстановится. У моей дочери не было ни одного отката, кроме самого первого, когда стартовал аутизм. Ни один родитель не рассказал мне о том, что ребенок научился читать, а потом разучился или разучился насовсем ходить в туалет, когда навык освоен и автоматизирован. Пубертат много меняет в наших детях, но даже и тогда скорее меняется характер, а навыки никуда не уходят.
Не слушайте никого, сколько бы ни было лет человеку с аутизмом, он развивается, растет, умнеет, осваивает новые навыки. Ему нужно больше времени, поддержка, помощь специалистов, но он все равно может очень многому научиться и сделать свою жизнь, и жизнь окружающих значительно лучше.
Вот такая статья у меня получилась. Как вам новая рубрика? Интересно? Какие еще мифы об аутизме вы знаете?