Легендарный тяжелоатлет, кумир Шварценеггера, один из величайших спортсменов 20 века, писатель и общественный деятель, вдохновил примером своей жизни и своими книгами миллионы людей на занятия физкультурой и спортом, на борьбу с недугами и на стремление к духовному и интеллектуальному развитию. Один из девизов жизни Юрия Власова был таким : "Защищать жизнь, добро, любовь и справедливость – вот назначение силы и сильных» (Юрий Власов. "Цена жизни").
Юрий родился 5 декабря 1935 года в Макеевке. Мать Власова была из кубанских казачек, отец – из воронежских крестьян.
Во время Великой Отечественной войны маленького Юру эвакуировали из Москвы в Западную Сибирь. Там он голодал, как и все, и описал это в своей книге: "Я всегда сожалел о том, что годы войны лишили меня полноценного питания", – писал Власов в книге «Стечение сложных обстоятельств».
Вернувшись из эвакуации, Юрий стал курсантом саратовского училища, активно занимался спортом – лыжами, коньками, плаванием, толканием ядра. Он легко получил второй мужской разряд по легкой атлетике.
В 1953 году курсант Власов прибыл в Москву, где поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского, чтобы обучаться по специальности на инженера по авиационной радиосвязи. Уже в академии Юрий увлекся штангой
Ему не нравились тяжелоатлеты, которые концентрировались на классических силовых упражнениях. Он отмечал, что нужно брать пример с легковесов, которые включали в тренировку скоростные виды, развивали ловкость, прыгучесть, гибкость, выносливость.
Тело самого Юрия Власова походило на былинного богатыря и этим он отличался от других тяжеловесов.
Власов много выступал, на соревнованиях во Львове получил травму позвоночника. Боль была столь сильной, что на много лет перекроила психологию чемпиона. Подсознание требовало соблюдать осторожность.
В 1957-м Власова спасла любовь. Наталья Модорова, художница, однажды пришла в зал, чтобы нарисовать точеного атлета, вытянула его из океана боли. Жизнь Натальи, к сожалению, рано прервалась, но она родила Власову дочь.
Через два года Юрий с отличием окончил академию и впервые поехал на Чемпионат мира в статусе чемпиона СССР. И уже там стал лучшим на планете: его сумма троеборья составила ровно полтонны.
На Олимпиаде в Риме в 1960 г в троеборьбе советский атлет показал феноменальный результат 537,5 кг. Американцы Джимми Брэдфорд и Норберт Шемански (лидеры на тот момент) получили серебро и бронзу.
На ЧМ-1961 в Вене Власов был иконой. Среди фанатов был паренек, который еще не знал, что однажды станет подобием Власова. Ведь советский чемпион был так крупен, так рельефен, так силен. А 14-летний мальчишка лишь мечтал о славе бодибилдеров.
Это был Арнольд Шварцнеггер.
«Моя любовь к России зародилась, еще когда я был ребенком, – рассказывал Шварценеггер позже, став губернатором Калифорнии. – Я был в Вене в 1961 году, смотрел ЧМ по тяжелой атлетике, где русские сминали соперников. И среди них был этот парень, Юрий Власов. Он был чемпионом мира, он был просто гигантом. Он выглядел потрясающе, но при этом был интеллигентом, носил очки. Позже я узнал, что он был инженером, очень образованным мужчиной. У него была неимоверная сила, а также решимость и выносливость. Он был просто монстром! И тогда я сказал себе – это именно то, что мне нужно. Именно таким я хочу стать!»
1961-й, правда, был целиком и полностью за другим Юрием – Гагариным. Власов, служивший в ЦСКА, встречался с первым космонавтом.
Власов стал богом штанги в 1962 году, собрав все возможные рекорды: в жиме – 186 кг, рывке – 163, толчке – 210,5 и сумме троеборья – 550 кг. Главное, олимпийский чемпион побил незыблемое, казалось, достижение Пола Андерсона в жиме, которое тот установил еще в 1955-м – 186,5 кг против 186. Теперь все равнялись на Власова, он стал главным весоукротителем тяжелой атлетики.
В то же время Власов начал сотрудничество с «Известиями»: писал статьи и рассказы – работа за пишущей машинкой теперь заменяла ночной сон.
Мир идеализировал непобедимого Власова. Вот как писали о нем: «В этом атлетическом теле соединилось невозможное. Кто может предположить в самом сильном человеке мира знатока певчих птиц? Кто поверит, что, будучи лучшим тяжелоатлетом земного шара, он одновременно является дипломированным инженером, офицером Советской Армии в чине капитана, что он часами способен вести дискуссии о Ницше, Шопенгауэре? Кто поверит в то, что обладатель самых сильных бицепсов является истинным знатоком литературы?»
После Олимпиады в Токио в 1963 Власов бросил помост. Юрий рвался в литературу.
Правда, завязав со спортом, через три года он вернулся, и как! В 1967 году, на первенстве Москвы исполнил последний для себя мировой рекорд: до красивой отметки в 200 кг не дотянул в жиме всего кило.
Через год он заявил официально – точка. И тут же уволился из армии в чине инженера-капитана. Теперь его ждали три новых испытания: литературное, хирургическое и политическое.
Власов написал книгу «Особый район Китая», ее издали в 1973 году, перевели на несколько языков, много раз переиздавали.
Работа над книгой вместе с анализом большого количества другой исторической литературы, пригодившейся потом для новых произведений, формировала жесткую, непримиримую позицию. Власов не терпел злоупотреблений власти, из-за которых страдал простой народ.
Его сделали неугодным, затолкали в информационный вакуум, стерли из хроник, будто и не было в СССР некогда самого сильного человека в мире.
Рукописи копились у Власова дома – цензура не пропускала ничего, что пошатнуло бы устои государства. Но кое-что, конечно, выходило и тогда. Например, в 1984 году вышла автобиографичная книга «Справедливость силы», а спустя 5 лет – ее дополненное издание.
А вот потом, уже после перестройки, публикации пошли потоком. Власов славился историческими и публицистическими работами: «Стужа», «Русь без вождя», «Временщики», «Красные валеты», «93-й. Год великого поражения», «Огненный крест» (трилогия).
Всего этого могло и не быть, если бы Власов не пережил наисложнейших операций.
В 1983 году у него окончательно поломался позвоночник – сказались нечеловеческие нагрузки из прошлого. Скорая увезла его с острыми болями. Раскрошившийся межпозвоночный диск изъяли из поясничного отдела – заменили на пластину из нержавеющей стали. Власову запретили даже минимальные активности, а он, конечно, не слушал…
Через три года его оперировали уже в Австрии: предложили морфий, потом оголили позвоночник (разрез – 20 см), выбили молотком пластины, скреплявшие позвонки… Беда была в том, что ему не дали обезболивающих в нужной пропорции.
… В 70 лет Юрий Власов поднимал 185-килограммовую штангу. Спорт не ушел из его жизни, не мог уйти.
Поработав в конце 80-х на административных должностях – президентом Федерации тяжелой атлетики СССР и президентом Федерации атлетической гимнастики СССР, Юрий Власов ушел в политику – и баллотировался в депутаты Верховного совета СССР.
Он был депутатом Госдумы, безуспешно баллотировался на пост ее председателя, писал статьи, полные недружелюбия к действующим правителям.
А в 1996 году попробовал стать президентом России. И провалился.
«Да, я участвовал в выборах президента 1996 года и столкнулся с такой ложью и клеветой... – говорил Власов в интервью «КП».
Юрий Власов говорил: «Верю ли в Россию сейчас? Не могу жить иначе! Я очень люблю эту страну...»
Он был и остается глыбой, явлением для России, причем не только спортивной. У него были острые взгляды, и многим они не нравились. Но он отстаивал их до конца, пускай не всегда победного.
Удивительно, но Власов добился признания на трех столь разных помостах: спортивном, литературном и политическом.
Юрия Власова не стало 13 февраля 2021 г.
А вы слышали о нем?