В истории возникновения патологических условных рефлексов самым непростым вопросом остаётся – почему одни люди, даже очень сильно испугавшись, постепенно успокаиваются и у них не происходит в организме патологических изменений, другие же - получают заболевание в той или иной форме.
Здесь, конечно, надо учитывать и генетические особенности организма; состояние организма в данный момент; возможно - этот испуг превысил "пороговые значения" именно этой нервной системы ...
Но...если внимательно присмотреться к истории с парикмахером, то можно заметить – слова заведующего уже ввели его в шок. Парикмахер «оторопел при слове «начальник»», ему «въелась мысль», что он может порезать важного клиента. Он «с трудом и с большой неуверенностью в руке кое-как добрил его, весь дрожа». Но, при этом произошло нечто для него ещё более ужасное (хотя это и не удивительно – человек находился в таком душевном состоянии) – он «чуть было не порезал» командира части.
Не здесь ли следует искать разгадку патологического условного рефлекса?
Человек может очутиться в стрессовой, шоковой ситуации, но это может не оказать на организм серьёзного патологического воздействия. Но если на эту шоковую ситуацию накладывается ещё одна шоковая ситуация – тогда в организме происходит сбой и он фиксирует те изменения, которые в нём происходят и возникает та или иная патология.
( «… образовался прочно зафиксировавшийся патологический условный рефлекс…» возникший в условиях непреодолимого страха… резко снизившего тонус коры мозга»).
Заикание часто возникает в условиях – страха, испуга (резко снижающих тонус коры головного мозга);
и – при этом - неудачной попытки крикнуть, позвать на помощь (иногда – просто что-нибудь сказать).
Возникающий при этом патологический условный рефлекс – фиксирует физическое состояние в данный момент.
Если вспомнить мой случай возникновения заикания. Ребёнок весело шагал по дну мелкого озерца – забыв, что впереди – углублённая часть этого водоёма. Вдруг – земная твердь под ногами исчезла. Тело провалилось вниз и его с головой накрыло водой. Это был шок, стресс, угроза жизни. Конечно, я барахтался, пытаясь удержаться на поверхности, но инстинкт самосохранения подсказывал – рядом родные люди, надо позвать, крикнуть и они придут на помощь. Но, крикнуть было невозможно – и вода заливалась в рот, и от испуга были сильно напряжены мышцы речевого аппарата. Невозможность крикнуть – это был ещё один дополнительный стресс, который и вызывал патологический условный рефлекс – заикание. Организм зафиксировал шок, испуг и сильное (до спазма) напряжение мышц речевого аппарата и когда, через какое-то время, я попытался что-то сказать – он воспроизвёл и ощущение страха, тревоги, и спазмы мышц речевого аппарата.
Но – продолжим читать дальше, там тоже очень много интересного.