...Пламя светильника, сделанного из гильзы "сорокапятки", отчаянно заметалось, отбрасывая причудливые тени на бревенчатые стены командирской землянки. Хлопнула входная дверь, и уверенная рука подняла край плащ-палатки, закрывавшей изнутри дверной проём.
- Товарищ командир, разрешите доложить? - парень лет двадцати пяти в полувоенной одежде стал по стойке "смирно".
- Что у тебя, Савченко? - достал папиросу из пачки Сергей Самсонов, командир партизанского отряда - говори, не томи!
- Днями на станцию прибывает эшелон с тяжёлыми танками и противотанковыми пушками. Вот бы его перехватить, Сергей Иваныч?!
- Данные точные, Петро? - осведомился командир.
- Думаю, да. Ребята из городского Подполья оставили записку в тайнике. Наш Витёк её добыл, вот она!..
...Витя Караваев, шестнадцати годков от роду, больше года партизанил в их отряде. С тех самых пор, как от рук карателей погибла его мама и младшие братишки и сестрёнки, а дом сгорел вместе со всей деревней. Так немцы отомстили мирному населению за партизанский рейд самсоновцев по их тылам. Он стал первой крупной операцией их отряда, и притом весьма успешной. Немцам пришлось изрядно повозиться, чтобы устранить последствия партизанских атак...
Витька тогда разыскал в лесу партизанский лагерь и попросился в отряд. Его взяли помогать по хозяйству, но вскоре толковый парнишка обратил на себя внимание, как ловкий разведчик и диверсант. Он был сыном охотника, владел искусством маскировки, отлично умел ориентироваться и ходить по лесу и метко стрелял.
Батя на фронте воюет, жив или нет - неизвестно, в оккупацию письма не ходят! А Витёк решил бить немчуру здесь, мстить за свою погибшую семью. Совсем недавно командир перед строем вручил ему первую медаль "За боевые заслуги". Витёк себя именинником почувствовал! Был рад и горд. Теперь и Лизка, его ровесница, дочь стряпухи тётки Насти, смотрит на него другими глазами. И это ему было особенно приятно!
В свободное от службы время Витёк всегда вертелся возле этой девчонки, помогая ей и на кухне, и при стирке белья, и ухаживать за ранеными. Лиза принимала эту помощь, но ничем не выделяла его из других. А тут - бац! Медаль! И стал Витёк примечать, что чуть теплее стал взгляд больших Лизиных глаз...
"Погоди, Лизуня! Я еще и до ордена довоюю!" - совсем по-детски думал Витька - "посмотрим, что ты, гордая, тогда скажешь!"
А медаль он получил за уничтожение немецкой гаубичной батареи при перевозке орудий к фронту. Были с ребятами в дозоре, наблюдали за обстановкой, да и услыхал Витёк натужный шум моторов. Затаился у дороги, и скоро увидел, как тяжёлые грузовики тянут четыре пушки. Медленно идут: дорога плохая и пушки тяжёлые. Артиллеристы и охрана в тентованных кузовах сидят, на губных гармошках играют. Во, благодать фрицам! Витька аж зубы сжал...
Скорее к своим! Матвей, главный дозора, был постарше Витьки на четыре года, и идею атаковать гаубицы на марше воспринял "на ура!". Гранаты есть, патронов в достатке, значит, дадим фашистам прикурить:
- По коням! За мной! - скомандовал Матюха, и первым устремился к Вороньей балке, где дорога, по которой шли немцы, проходила по её дну. В запасе у партизан было верных полчаса времени на подготовку... И всё прошло настолько гладко, что потом командир отряда Самсонов только руками развёл от удивления:
-Ну, бесенята!! Порадовали, не ожидал!
И велел писарю готовить представления к наградам...
...А сейчас вот целый эшелон, и наверняка его следование будет сопровождаться уймой охраны железнодорожных путей. А новёхонькие тяжёлые танки и самоходки - сколько горя они принесут нашей стране, если доберутся до фронта?!
- Уничтожить любой ценой! - приказ командира отряда был молчаливо и дружно поддержан бойцами - заодно и новинку испытаем!
Последний самолёт из Центра привёз им простую, но отлично зарекомендовавшую себя в деле конструкцию. Полуметровый обрезок рельса, закреплённый особым способом на ж/д пути, "уводил" локомотив в сторону от колеи и вызывал крушение состава. И никакой тебе взрывчатки!..
...Отряд Самсонова к тому времени уже имел солидную численность, немногим не дотягивая до полного пехотного батальона. Оставив два взвода для охраны лагеря, партизаны немедля тронулись в неблизкий путь. Лизка вышла провожать, но к Витьке не подошла, постеснялась. Тогда он сам залихватски к ней подкатил.
- Лиза! А я за орденом иду! - подмигнул Витёк девушке весёлым глазом.
- Бог с ним, с орденом-то! - вздохнула как-то совсем по-взрослому Лизка - ты, главное, сам живым возвращайся!
Витька обнял её и неумело ткнулся губами в щёку. И сам смутился своей смелости, и Лиза вспыхнула, как маков цвет! Вырвалась, убежала! Он лишь растерянно смотрел ей вслед...
- Не дрейфь, юнга! - хлопнул его по плечу своей ручищей дядя Коля, начинавший войну мотористом на торпедном катере, и волею причудливой фронтовой судьбы оказавшийся в партизанском отряде. За добрую тыщу вёрст от любимого всей его душой моря.
- Я вижу, что девка хорошая! Такая тебя из любого дальнего плаванья ждать будет!
И от этих дяди Колиных слов настала очередь краснеть уже самому Витьке...
...Удобное место, чтобы пустить технику врага под откос, было только одно. Высокая насыпь, а по обе стороны её болотная трясина. И это местечко охраняли теперь две роты гитлеровцев! Вот незадача! В бой вступать нельзя, без риска спугнуть эшелон, который сразу же будет остановлен машинистом, и не поедет к партизанам в руки. И подобраться незамеченным к рельсам тоже невозможно...
Разделил тогда Самсонов своих парней. Велел комиссару Артемьеву с основными силами ударить в километре южнее, ближе к станции. Чтобы фрицы поверили, что партизаны там хотят уничтожить их эшелон, и стянули туда свою охрану. А сам остался с полуротой бойцов ожидать на прежнем месте.
Когда южнее захлопали первые выстрелы и стали слышны разрывы гранат, Витёк с дядей Колей в маскировочных халатах начали потихоньку подбираться к насыпи. Немецкая охрана заметно всполошилась, и почти в полном составе бегом выдвинулась на звуки боя, оставив на страже лишь с десяток солдат.
- Ну, полдела, считай, сделано, брат! - шепнул Витьку дядя Коля - вперёд, юнга! Я прикрою...
Тот понимающе кивнул, и по-пластунски быстро заскользил к рельсам с мешком на спине. Он прекрасно справился с задачей. Уже будучи в укрытии, партизаны увидели, как паровоз, сильно накренясь, быстро съезжает с насыпи в болото, утягивая за собой весь эшелон. Как летят вниз, кувыркаясь, новые танки и самоходки. Теперь они не сделают ни единого выстрела в наших...
...Орден Красной Звезды командир отряда Самсонов вручал Витьке снова на общем построении отряда. Боевые товарищи от души хлопали ему в ладоши, а Витёк смотрел на Лизу, стоявшую чуть в сторонке. Прядки светлых волос выбивались из-под косынки, в глазах стояли слёзы, но девушка улыбалась!
"Это же она мной гордится!" - догадался вдруг Витька. И он оказался недалёк от истины...
Внимание! Копирование или перепечатка материалов моего канала "Чёрный Скорпион" допускается только с разрешения автора!