Найти тему
Русская глубинка

След секты скопцов в Иваново-Вознесенске

В недавней публикации я коротенько рассказал о бывшей даче фабриканта Небурчилова, расположенной неподалеку от Шуи, в которой в настоящее время находится гостевой комплекс Дача-Бор.

Дача Небурчилова.
Дача Небурчилова.

Когда готовил материал, натолкнулся на интересную тематику, связанную с личностью фабриканта. Иван Васильевич Небурчилов – средней руки торговец, не принадлежавший к числу виднейших местных фабрикантов, и тем не менее оставил огромные средства на благотворительные цели в пользу Иваново-Вознесенска. Невероятной выглядит сумма, оставленная им городу – более 1 млн. руб.

Ивана Васильевича Небурчилова по праву можно назвать самым загадочным ивановским меценатом. Известно о нем немного. Выходец из купеческого сословия. Занимался торговлей. Был член правления Куваевской мануфактуры. Недвижимости в Иваново-Вознесенске не имел, как и не владел фабриками. Жил скромно на съемной квартире. В ней и умер в 1910 году в возрасте 63 лет.

На момент смерти состояние Небурчилова составляло порядка 2 миллиона рублей. По тем временам - огромные деньги. Для сравнения, в 1910 году килограмм мяса стоил около 30 копеек, а средняя зарплата рабочего в Иваново-Вознесенске была 15 рублей. Один миллион, который меценат завещал городу, самый большой вклад, который был сделан кем-либо из ивановских предпринимателей за всю историю города. Помимо этого, Небурчилов в завещании 300 тысяч отводил рабочим Куваевской мануфактуры.

Происхождение этих «небурчиловских миллионов» - самая большая загадка. Но покров тайны приоткрылся благодаря главному археографу государственного архива Ивановской области Егору Бутрину. Им проведено исследование, посвященное ивановскому меценату Ивану Небурчилову, которое уже окрестили "настоящим историческим детективом". Вопрос стоял конкретный – откуда деньги, Вань?

Егор Бутрин, главный археограф государственного архива Ивановской области пишет в своем исследовании: «Есть легенда, что это не его средства, а деньги, которые ему доверили на хранение сектой скопцов, к которой он принадлежал. Понятно, что не было у него жены и детей. Видимо, отец его приобщился к скопчеству в Москве, Василий Васильевич, и оскопил своего сына».

Современники описывают Небурчилова, как человека огромного роста, но при этом с дряблым бабьим лицом и тонким визгливым голосом, характерным для кастратов. Неожиданный поворот, не правда ли? А что, вполне рабочая версия.

И.В. Небурчилов на фоне своей дачи.
И.В. Небурчилов на фоне своей дачи.

А вот что пишет Википедия по поводу скопцов. По мировоззрению скопцы близки к хлыстам (христоверам), в части обрядности — к старообрядцам. Как секта оформились в XVIII веке, основателем считается беглый крепостной Кондратий Селиванов, покинувший секту хлыстов «богородицы» Акулины Ивановны, разочаровавшись в своих прежних религиозных убеждениях. Секта скопцов существовала с «незапамятных времён», а в России особенно распространилась во времена Петра I. Скопцы считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления. В Российской империи секту скопцов преследовали, её членов ссылали в Сибирь. Первый суд над сектой состоялся в 1772 году, когда судили целую общину в количестве 246 человек. Несмотря на это, секта была довольно многочисленна: во второй половине XIX века скопцов насчитывалось около 6 тысяч, главным образом в Тамбовской, Курской, Орловской губерниях, в Сибири.

В Российской империи власти считали скопцов одной из самых вредных сект, практикуя зачисление скопцов в рекруты с отправкой на службу на Кавказ, в Сибирь и отдалённые губернии. При Николае I наказанием за самооскопление стала вечная ссылка в Сибирь с лишением всех прав состояния, а годных по возрасту и здоровью направляли пожизненно служить в самые отдалённые части.

Скопцы проповедовали аскетичный образ жизни, и отказ от всех земных наслаждений. А единственным способом уйти от греха и совладать с телесными искушениями — лишить себя физической возможности поддаться плотским утехам.

Оскопляли и мужчин, и женщин. Операцию проводили обычно мастера или старухи, которые путешествовали из одной общины в другую, предоставляя свои «услуги» всем желающим. Мужчины оскопляли мужчин, а женщины — женщин. Временами сектанты не дожидались, пока в их деревне появится специально обученный человек, а сами оскопляли друг друга и даже сами себя. Несмотря на эти телесные изуверства, секта регулярно пополнялась новыми членами, в смысле, персонами.

Какие виды оскопления существовали, и как все это осуществлялось здесь рассказывать не стану. В сети есть много информации по этому поводу.

Источники информации сайты: thevoicemag.ru; ivanovonews.ru; ivarh.ru