Такую мысль в разных вариациях я слышала весь последний месяц и очень удивилась. А как же повышение квалификации и переобучение? Вторые и третьи образования? Ну и в целом приобретение новых навыков в течение жизни?
Хм, кажется, андрагогика - это дивный новый мир для меня. Неужели она так сильно отличается от педагогики?
Что еще я услышала:
- что взрослые учатся "через боль", только тогда они запоминают что-либо;
- что взрослые не принимают знание из-за призмы своего опыта;
- что даже если знания привозятся домой, они все равно не перекладываются на практику.
А я все еще напоминаю, что мы говорим про взрослых (предположительно, осознанных людей), которые идут на обучение целенаправленно. И если есть наука по обучению взрослых, значит, оно все же реально (или я слишком наивна?)
Что еще я видела:
- что взрослые приходят со скепсисом на лице и в сердце, но они открыты к новому, чему они видят применение;
- что взрослые часто закрывают "шоры", но в ходе доверительного общения область зрения осознанно расширяют;
- что они не готовы принимать что-то слишком "инородное" (новое или кардинально отличающееся) и те идеи, которые в них "заталкивают".
И кажется, что это не слишком отличается от реакции ЛЮБОГО человека. Что же, получается, что никого нельзя учить?
Мое предположение, что всем людям надо четче доносить идеи, смыслы и инструменты, которыми будет их достигать и поддерживать. И спрашивать их почаще, что они думают по этому поводу. Тогда все будет приниматься лояльнее.
Но я только начинаю свой путь по этой дорожке. Поэтому, если поделитесь авторами или работами в сфере андрагогики, с которыми нужно познакомиться, чтобы сформулировать более четкое понимание, буду благодарна!