Найти в Дзене

Выставки мая

Подборка выставок, которые открываются в мае по всему миру.

Panagyurishte Treasure, gold, Bulgaria, about 300 BC. Photo: Todor Dimitrov, National Museum of History, Bulgaria
Panagyurishte Treasure, gold, Bulgaria, about 300 BC. Photo: Todor Dimitrov, National Museum of History, Bulgaria

Luxury and power: Persia to Greece. Британский музей, Лондон
4 мая — 13 августа

Опираясь на роскошные предметы из Афганистана и Греции, эта выставка исследует историю о роскоши как политическом инструменте на Ближнем Востоке и в юго-восточной Европе в 550-30 гг. до н.э. Она исследует, как царский двор Ахеменидов в Персии использовал драгоценные предметы как маркеры власти, определяя стиль роскоши, который распространился по всей империи от Египта до Индии. Рассматривается, как восточные предметы роскоши были восприняты в ранних демократических Афинах, провозгласивших себя заклятым врагом Персии. Наконец, рассматривается, как Александр Македонский сместил Персидскую империю и открыл новую эллинистическую эпоху, в которой восточные и западные стили роскоши слились воедино в рамках все более взаимосвязанного мира.

Terracotta figurine of Boddhisattva from Dalverzintepa © Staatliche Museen zu Berlin, Museum für Vor- und Frühgeschichte. Photo: Hans Jakobi
Head of a terracotta figurine from the palace of Khalchayan, detail © Staatliche Museen zu Berlin, Museum für Vor- und Frühgeschichte. Photo: Hans Jakobi
Terracotta figurine of Boddhisattva from Dalverzintepa © Staatliche Museen zu Berlin, Museum für Vor- und Frühgeschichte. Photo: Hans Jakobi Head of a terracotta figurine from the palace of Khalchayan, detail © Staatliche Museen zu Berlin, Museum für Vor- und Frühgeschichte. Photo: Hans Jakobi

Archaeological Treasures of Uzbekistan. From Alexander the Great to the Kushan Empire. James-Simon-Galerie, Берлин
4 мая — 14 января 2024

Задолго до того, как Узбекистан стал известен благодаря Шелковому пути, здесь в древности сформировались важные центры культуры и власти. Масштабная выставка в Берлинской галерее Джеймса-Симона и Нойес-музее представляет многочисленные культурные сокровища, некоторые из которых впервые экспонируются за пределами Узбекистана. Помимо археологических свидетельств македонского присутствия, уникального искусства кушан и портретов аристократических правителей на юге Узбекистана, наибольшее восхищение вызывает раннее буддийское искусство. Кроме того, специально снятые видеоролики и компьютерная анимация отдельных археологических памятников дают посетителям представление о живом культурном ландшафте Узбекистана с IV века до нашей эры по IV век нашей эры.

Edelfelt, Albert. Self-Portrait in Dress of the 17th Century (1889), National Gallery. © Ateneum Art Museum. Photo: National Gallery Jenni Nurminen
Edelfelt, Albert. Self-Portrait in Dress of the 17th Century (1889), National Gallery. © Ateneum Art Museum. Photo: National Gallery Jenni Nurminen

Albert Edelfelt. Ateneum, Хельсински
5 мая — 17 сентября

Выставка дает общее представление о творчестве одного из самых известных и популярных финских художников. Живя и работая во Франции, Эдельфельт познакомился с рядом ведущих деятелей искусства, культуры и науки, а также с коллекционерами и торговцами произведениями искусства. Эдельфельт является хорошо изученной фигурой, что говорит о его ведущей роли в истории финского искусства.

На выставке будут представлены портреты членов семьи художника, выдающихся деятелей того времени и коллег художника. Среди других экспонатов будут представлены пейзажи и виды Парижа, а также картины из путешествий Эдельфельта по югу Франции, Италии и Испании. Он писал знакомые пейзажи в Порвоо, на своей вилле в Хайкко и в Хельсинки.

La vie en rose. Brueghel, Monet, Twombly. Museum Brandhorst, Мюнхен
5 мая — 22 октября

В 1946 году Эдит Пиаф впервые исполнила перед публикой песню "La vie en rose". В песне рассказывается о том, как любовь заставляет всю жизнь предстать в розовом цвете. Песня Пиаф выражает непреодолимое желание, чтобы после войны, после оккупации, преследований и сопротивления снова наступило счастье, доверие, близость и преданность. Но "La vie en rose" не только оптимистична и упоена любовью, но и пронизана тихой меланхолией, знанием иллюзорности и конца любого счастья, неизбежностью горя, расставания и потери.

Выставка "La vie en rose" исследует эту двусмысленность цветов и чувств в живописи. В центре экспозиции — цикл "Розы" Сая Твомбли, созданный в 2008 году. В шести монументальных картинах художник обыгрывает некоторые темы классической цветочной символики и снабжает их фрагментами стихов.

Lavinia Fontana, Judith with the Head of Holofernes, 1600. Museo Davia Bargellini, Bologna, Italy.
Lavinia Fontana, Judith with the Head of Holofernes, 1600. Museo Davia Bargellini, Bologna, Italy.

Lavinia Fontana: Trailblazer, Rule Breaker. National Gallery of Ireland, Дублин
6 мая — 27 августа

Новаторский художник своего времени, болонская художница конца XVI века Фонтана считается первой женщиной-художником, добившейся профессионального успеха за пределами двора или монастыря. Фонтана была первой женщиной, управлявшей собственной мастерской, и первой женщиной, писавшей публичные алтарные образы и женские обнаженные тела. Она вела активную карьеру, писала картины для многих знаменитых покровителей и одновременно выполняла обязанности жены и матери. Исследуя необычную жизнь Фонтаны через ее картины и рисунки, выставка даст представление о культурной среде, которая позволила ей процветать как женщине-художнику того периода.

Это будет первая монографическая выставка, посвященная творчеству Фонтаны за последние два десятилетия, и первая, посвященная ее портретам. В ней будут представлены наиболее известные работы из международных государственных и частных коллекций, а также знаменитое "Посещение царицы Савской царем Соломоном" из собственной коллекции галереи.

Yoshitomo Nara. Drawing for Hardboiled. Hard Luck. Collection of the artist. Courtesy Pace Gallery. © Yoshitomo Nara. Foto: Yoshitomo Nara
Yoshitomo Nara. Miss Margaret, 2016. Private Collection, United States of America. © Yoshitomo Nara. Foto: Yoshitomo Nara
Yoshitomo Nara. Drawing for Hardboiled. Hard Luck. Collection of the artist. Courtesy Pace Gallery. © Yoshitomo Nara. Foto: Yoshitomo Nara Yoshitomo Nara. Miss Margaret, 2016. Private Collection, United States of America. © Yoshitomo Nara. Foto: Yoshitomo Nara

Yoshitomo Nara. All my little words. Albertina Modern, Вена
10 мая — 1 ноября

Ёситомо Нара (р. 1959) - один из самых известных художников своего поколения. С 1990-х годов он привлек международное внимание своими так называемыми "Сердитыми девочками" — сильно стилизованными изображениями девушек с мрачными выражениями лиц, вампирскими клыками и ножами в руках.

В центре внимания этой выставки, первой крупной музейной выставки художника в Европе более чем за десять лет, - многогранное рисованное творчество Нары, охватывающее период около сорока лет и представленное в витрине, задуманной художником. Рисунки, которые он иногда набрасывает почти случайно на листках бумаги, конвертах, листовках или гофрированном картоне, демонстрируют прямое влияние (рок-)музыки и поп-культуры и выражают социально-политические проблемы художника: они легкомысленно иллюстрируют социальные ценности, нормы и идеалы. Мастерство Нары в рисовании проявляется в богатстве эмоционального спектра — от уязвимости, экзистенциальной глубины до бунтарства и непокорности.

Винсент Ван Гог. Пшеничное поле с воронами, 1890 г. Музей Ван Гога, Амстердам
Винсент Ван Гог. Пшеничное поле с воронами, 1890 г. Музей Ван Гога, Амстердам

Ван Гог в Овере. Van Gogh Museum, Амстердам
12 мая — 3 сентября

Винсент Ван Гог жил в Овер-сюр-Уаз с 20 мая 1890 года до своей смерти 29 июля того же года. В эти месяцы он был очень плодовит и создал несколько своих самых известных шедевров, включая "Пшеничное поле с воронами".

На выставке будет прослежен путь Ван Гога от его прибытия в Овер-сюр-Уаз, где он с оптимизмом и амбициями приступил к работе, до его последних работ. К этому времени чувства неудачи, одиночества и меланхолии взяли верх, но Ван Гог, тем не менее, продолжал создавать чрезвычайно сильные произведения.

Выставка также исследует значение Ван Гога как художника в то время и то, как росла его репутация в первые годы после его смерти.

Выставка "Ван Гог в Овере" — результат многолетних исследований последнего периода жизни Ван Гога. Но прежде всего, это замечательная возможность увидеть более 50 картин и 20 рисунков и набросков Винсента Ван Гога, которые никогда ранее не выставлялись вместе.

-7

18th BIENNALE ARCHITETTURA 2023. Венеция
20 мая — 26 ноября

Биеннале Architettura 2023 будет проходить с 20 мая по 26 ноября. Куратором выставки является академик, педагог и автор бестселлеров Лесли Локко, которая сказала: "У архитекторов есть уникальная возможность выдвинуть амбициозные и творческие идеи, которые помогут нам представить общее более справедливое и оптимистичное будущее".

"Лаборатория будущего" — это выставка, состоящая из шести частей. Она включает 89 участников, более половины из которых представляют Африку или африканскую диаспору. Гендерный баланс составляет 50/50, а средний возраст всех участников — 43 года. Во всех частях "Лаборатории будущего" более 70% экспонатов представляют практики, управляемые отдельным человеком или очень небольшой командой.

Пимен Орлов. Портрет фрейлины Софьи Васильевны Орловой-Денисовой (?), 1835
Пимен Орлов. Портрет фрейлины Софьи Васильевны Орловой-Денисовой (?), 1835

Русский стиль в искусстве. От Николая I до Николая II. Государственный Эрмитаж
24 мая — 30 апреля 2024

Основная цель выставки — всесторонний показ особого художественного направления, которое получило условное название русский стиль. Поддержанное Николаем I с подачи министра просвещения С. Уварова триединство «самодержавие, православие, народность» как главное кредо его правления нашло отклик среди многих деятелей искусства. Они стали искать источники вдохновения в старинных рукописях, памятниках архитектуры, народном крестьянском творчестве. В целом это способствовало заметному подъёму национального самосознания.

В эпоху историзма, то есть в период правления Николая I и Александра II, были созданы разнообразные изделия из серебра, фарфора, стекла, дерева, в художественный образ которых органично вплетались мотивы, заимствованные из крестьянского быта. С 1880-х годов на фоне развития стиля модерн активизируются национально-романтические тенденции, нашедшие отражение в творчестве мастеров следующего поколения: Н. Набокова, Н. Султанова, В. Васнецова, А. Бенуа. Их авторские рисунки, а также изделия декоративно-прикладного искусства 1890–1910-х годов также будут представлены на выставке.

Karel du Jardin, Boy Blowing Soap Bubbles. Allegory on the Transitoriness and the Brevity of Life.
Margareta Haverman, Flowers, Undated.
Karel du Jardin, Boy Blowing Soap Bubbles. Allegory on the Transitoriness and the Brevity of Life. Margareta Haverman, Flowers, Undated.

Baroque – Out of Darkness. National Gallery of Denmark, Копенгаген
27 мая — 5 ноября 2023

Чувственность и сильные эмоции! Выставка рассказывает о европейском барокко - истории, полной энергии и воодушевления.

Барокко — это период, когда утвердилось представление о жизни как о театре: мы, люди, всего лишь актеры на сцене жизни. Выставка полна чувственных наслаждений и сильных эмоций. В общей сложности около шестидесяти картин, двадцать графических работ и две гипсовые скульптуры рассказывают о буйной истории европейского барокко. Время великих потрясений, когда религия была поставлена под сомнение, а философия и наука приобрели новое значение.

Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо!