Во время Великой Отечественной войны в вооружённых силах служило множество разнообразных животных. Это собаки, голуби, кошки, медведи, олени, лоси, мулы. Отдельно стоит упомянуть верблюдов. Их выносливость, неприхотливость и физическая сила часто помогали военнослужащим СССР в сложных ситуациях, когда не могли справиться ни люди, ни лошади, ни техника. В современном времени верблюдам-военным даже установили памятник.
Почему именно верблюды
Верблюды одомашнены человеком ещё в IX веке до нашей эры, но в военных целях их начали использовать лишь много веков спустя. Казалось бы, для полноценной войны эти животные малопригодны: бегают медленно, максимум 13 км в час (махрийская порода ― до 23 км в час), устают при беге быстро, плавать не могут совсем, нападать на врагов, кусать их и топтать ― обучиться не способны. Но верблюды имеют ряд преимуществ перед другими животными: возможность до месяца обходиться без пищи и до недели без воды, способность переносить грузы массой до половины собственного веса ― то есть более 350 кг.
Благодаря широким стопам верблюд, не проваливаясь, может ходить по сыпучему песку и камням, лежать на поверхностях, имеющих температуру до 70°С. Густая шерсть защищает его как от холода, так и от жары, а пушистые ресницы и узкие ноздри позволяют не испытывать дискомфорта во время песчаных бурь. Также верблюд способен есть любую доступную растительность, пить даже горькую и солёную воду.
Верблюды на войнах в России
В России «военных» верблюдов, преимущественно двугорбых (они лучше переносят холод) стали использовать с XVIII века. Тогда особенно ценилась их физическая сила и тот факт, что лошади противника, завидев верблюдов, пускались наутёк. Широкому использованию верблюдов, конечно, мешала их непереносимость высокой влажности воздуха: животные часто болели и погибали. Во время Первой мировой верблюды служили как в британской, так и в российской армии, но данных о конкретных их «подвигах» не сохранилось.
Верблюды во Второй мировой войне
Верблюды в период ВОВ стали использоваться после битвы под Сталинградом: именно тогда было принято решение о «верблюжьей мобилизации». Красной Армии они помогали на южных фронтах войны, перевозя на себе горючее, боеприпасы, топливо, воду, пищу и даже раненых бойцов. Использование верблюдов в качестве вьючных животных было особенно эффективным в открытой местности Калмыкии, где почти отсутствовал транспорт, не было дорог, а воды катастрофически не хватало. «Верблюжий батальон» насчитывал до 1000 верблюдов. Проходя до 50 км за день, эти животные за время войны, перенесли не менее 12 тысяч тонн грузов ― как 134 мощных грузовика.
Удивительно, но верблюды могли отличить находящиеся в воздухи самолёты «своих» от вражеских. Во время подлёта немецких самолётов, они ложились на землю, либо прятались вблизи деревьев, домов, заборов. Различали они и звуки выстрелов, никак не реагируя, когда стреляли советские солдаты. К полевым кухням верблюды становились вместе с людьми, доедая всё, что осталось после раздачи еды.
О некоторых верблюдах, таких как Кузнечик, Мишка и Машка, сохранилась и более подробная информация.
Кузнечик: верблюд, который плевал на Рейхстаг
Наиболее известным советским военным верблюдом считается двугорбый верблюд по кличке Кузнечик. «Воинская служба» этого уроженца Казахстана началась в 308-ой стрелковой дивизии 1-й гвардейской армии Красной Армии в 1942 году. Кузнечик перевозил преимущественно пищевые продукты для красноармейцев. По причине крупного размера, он служил ещё и для ориентировки воюющих, ведь был виден на большом расстоянии.
308-ую стрелковую дивизию чуть позже переименовали в 120-ую гвардейскую механизированную бригаду. Далее она, на фронте Рокоссовского, участвовала в битве под Сталинградом, Операции Багратион, освобождении Беларуси и города Орёл, а также Битве за Берлин. Кузнечик, в прямом смысле слова, не воевал, но он честно выполнял свои обязанности, будучи в тылу. Он проделал весь путь за Сибирским военным формированием до самого Берлина. Очевидцы утверждали, что Кузнечик, когда армия подошла к разрушенному зданию Рейхстага, недолго думая, плюнул на него.
Погиб Кузнечик при воздушной бомбардировке, во время проведения военной кампании в Прибалтике, в 1945 году.
Машка и Мишка: верблюды, честно заслужившие медали
Когда в 1942 году немецкие захватчики вплотную подошли к Волге, у советских войск уже не хватало техники для перевозки вооружения и отправки раненых в госпитали. Поэтому верблюды, пришедшие с пополнением из Туркмении, здесь оказались незаменимы.
902-й стрелковый полк 248-й стрелковой дивизии 9-го стрелкового корпуса принял в свои ряды около 20 верблюдов. В истории сохранился лишь путь одной из упряжек, состоящей из двух животных, которая отправилась из Прикаспия прямиком на Берлин. Звали верблюдов Машка и Мишка. Командовал ими сержант Григорий Нестеров.
Боевой расчёт Нестерова смог довезти пушку до Берлина, не поменяв этих двух верблюдов. Многие животные из других упряжек погибли по разным причинам. Мишка и Машка прошагали бок о бок с людьми несколько тысяч километров. В конце апреля 1945 года они, вместе с советским войском, вошли в Берлин. В составе боевого расчёта, давшего первый залп по Рейхстагу, были наводчик Кармалюк, сержант Нестеров, а также верблюды Машка и Мишка.
Когда немцы уже были повержены, экзотические для данной местности верблюды стали центром внимания. Солдаты даже символически наградили их трофейными немецкими медалями и орденами. По возвращении домой, уже после провозглашения победы, верблюды отправились в берлинский, а затем ― в московский зоопарк на постоянное место жительства.
Памятник бойцам 902-го стрелкового полка, а также верблюдам Мишке и Машке, установлен в Ахтубинске (Астраханская область) и торжественно открыт в 2010 году. Композиция под названием «Мы победили!» состоит из центральной фигуры солдата, сидящего на ящике с боеприпасами. Рядом с ним ― верблюды, впряжённые в пушку: Мишка, стоящий и топчущий немецкую свастику, и Машка, лежа повернувшаяся в сторону бойца.
Мой канал в Телеграме и ещё несколько интересных статей: