Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Трактористы-2" (Россия, 1992) и "Третья планета" (СССР, 1991)

Трактористы-2. Россия, 1992. Режиссеры: Глеб Алейников, Игорь Алейников. Сценаристы: Рената Литвинова, Глеб Алейников. Актеры: Лариса Бородина, Евгений Кондратьев, Александр Белявский, Анатолий Кузнецов, Борис Юхананов, Валерий Ярёменко, Ирина Чериченко, Лариса Лужина, Юрий Юринский, Валерий Беляев, Юрий Внуков, Олег Хайбуллин, Максим Столповский, Владимир Яшкин, Борис Шитиков, Юрий Доронин, Александр Леньков и др.

«Ремейк» для российского кино слово еще не очень привычное. Это там, на Западе, любят по нескольку раз экранизировать один и тот же сценарий. Чаще всего это делается без желания спародировать оригинал, но бывают и попытки использования киноклассики в качестве полигона для иронического переосмысления.

Похоже, именно этим путем хотели пойти дебютанты «большого кино», бывшие редакторы рукописного журнала «Сине-фантом» и авторы любительского «киноандеграунда» братья Алейниковы. Они взяли в руки сценарий известной комедии Ивана Пырьева «Трактористы» (1939) и «сбацали» по нему пародию в духе боевиков об отечественной мафии.

Поначалу это кажется смешным. Еще бы! Трактористка Марьяна Бажан живет в роскошной вилле, разъезжает на «авто» и лихо стреляет из любых видов оружия.

Парни из конкурирующего колхоза напоминают кинобанду Махно, и все поголовно — террористы и киллеры.

Бывший танкист Клим вынужден делать нелегкий выбор между двумя вооруженными до зубов враждующими группировками...

К несчастью, выдумки и фантазии авторов хватает по сути лишь на 15-20 минут. Потом действие фильма начинает развиваться на холостом ходу, трюки и гэги повторяются и выглядят несмешно. Короче, час двадцать девять экранного времени кажется для «Трактористов-2» непосильной хронодозой. А то, что было простительно для любителей-энтузиастов, выглядит на большом экране обычным непрофессионализмом...

Александр Федоров, киновед

-2

Третья планета. СССР, 1991. Режиссер и сценарист Александр Рогожкин. Актеры: Анна Матюхина, Борис Соколов, Светлана Михальченко, Константин Полянский и др.

Ударными сценами многих советских фантастических фильмов эпохи перестройки стали контакты героев с загадочной Зоной, где с почтительной оглядкой на классического «Сталкера» Тарковского с ними происходят вещи в высшей степени сверхестественные. На каждом шагу неизвестность: злобные и жестокие мутанты, оборотни, созданные адским гением профессора-маньяка или ядерным взрывом, собаки-людоеды и т.д. и т.п.

Иногда, правда, как в ленте Александра Рогожкина «Третья планета», мутанты могут быть добрыми, но сути это не меняет...

Конечно, можно понять мотивы, воодушевляющие авторов «сталкериады». Им хочется создать произведения на актуальную тему ответственности человека за свои деяния на планете, осудить дозволенность любых средств для достижения цели, поразмышлять о проблемах экологии и природы человеческой психики...

Однако, как правило, философские концепции едва просматриваются в потоке киноштампов, взятых напрокат, что называется с миру по нитке...

Что касается «Третьей планеты», то мне лично жаль, что после вполне профессионально поставленного «Караула» режиссер устремился в общий поток вторичной, эпигонской и вдобавок абсолютно некассовой кинопродукции.

История о том, как импозантный бородач, пробравшись в Зону, пытается с помощью мутантов излечить свою дочь, увы, не несет в себе даже намека на авторскую индивидуальность...

Александр Федоров, киновед