Найти в Дзене
Психолог Жавнеров Павел

Аэрофобия. Как клиент смог полететь?

Разберем сегодня случай клиента, у которого была аэрофобия. Совсем недавно он совершил свой первый полет на самолете впервые за 2 года. Однажды у него в самолете случилась паническая атака, и ему стало плохо. После случившегося клиенту стало тяжело летать, и он делал это, принимая перед полетом успокоительное. Но перед очередным полетом у клиента в самолете снова случилась очередная паническая атака. Так как самолет еще не взлетел, то была возможность сойти с борта, что он и сделал. После этого случая клиент больше не летал. Он обратился ко мне, потому что по работе нужно было постоянно делать перелеты из одного города в другой. Так как клиент боялся летать, то теперь ему приходилось до другого города ездить на машине. Что было очень неудобно: вместо несколько часов полета, дорога теперь занимала пару дней. Клиент понимал, что со страхом нужно что-то делать. Поэтому, обратился ко мне с единственным страхом - аэрофобией. Конечно, мы поняли с ним, что есть определенные последствия, за ко

Разберем сегодня случай клиента, у которого была аэрофобия. Совсем недавно он совершил свой первый полет на самолете впервые за 2 года.

Однажды у него в самолете случилась паническая атака, и ему стало плохо. После случившегося клиенту стало тяжело летать, и он делал это, принимая перед полетом успокоительное. Но перед очередным полетом у клиента в самолете снова случилась очередная паническая атака. Так как самолет еще не взлетел, то была возможность сойти с борта, что он и сделал. После этого случая клиент больше не летал.

Он обратился ко мне, потому что по работе нужно было постоянно делать перелеты из одного города в другой. Так как клиент боялся летать, то теперь ему приходилось до другого города ездить на машине. Что было очень неудобно: вместо несколько часов полета, дорога теперь занимала пару дней. Клиент понимал, что со страхом нужно что-то делать. Поэтому, обратился ко мне с единственным страхом - аэрофобией.

Конечно, мы поняли с ним, что есть определенные последствия, за которые клиент боялся в самом самолете. Он боялся, что сейчас у него случится что-то с сердцем; он боялся, что он упадет в обморок; он боялся, что он не сможет себя сдерживать, начнет себя вести неадекватно. Вот за эти три последствия он боялся. Ну, и конечно же, он также переживал, что люди подумают про него плохо.

Мы закрыли все эти последствия панических атак. Но он головой-то понимал, что у него паническая атака не повторится, потому что он уже не боится за последствия, за которые раньше боялся, отчего состояние усиливалось. Но проверить-то это невозможно.

Понятное дело, если человек дома сидит, выходит на улицу - паническая атака не случилась, то он перестает бояться панических атак. Так как есть подтверждение этого.

А тут перелет на самолете. Это стрессовая ситуация для большого количества людей. Поэтому, даже если вы убрали панические атаки, перестали бояться за последствия своих состояний, вызванных страхом, то этого будет недостаточно: у вас все равно сохранится страх за перелет. Здесь мы с клиентом разбирали все возможные ситуации, связанные с полетом.

На самом деле страх полетов состоит из разных компонентов, и, как таковой, он не существует. Человек переживает:

  • за то, как будет чувствовать себя в самолете?
  • страх за то, что не сможет долететь, самолет развернется;
  • страх, что если случится паническая атака, как потом буду летать?
  • страх, как полечу обратным рейсом, если у меня случится паническая атака?
  • как я себя поведу во время паники?
  • как я буду себя вести во время длительного полета?
  • что будет с моей работой, если я не смогу летать?
  • где я смогу найти работу?
  • как я будут работать дальше?
  • как я буду себя чувствовать, если в самолете у меня возрастет давление? и т.д.

В общем, огромное количество событий, связанных с перелетом, где человек видел много негативных для себя сценариев.

Мы прорабатывали каждую тревожную ситуацию, таким образом снижая уровень тревожности, чтобы у клиента гораздо спокойней было отношение к самому полету. То есть страх полета - это не страх полета, как таковой, а страх за огромное количество ситуаций, связанных с полетом: с тем, как будет перед полетом, во время полета, после полета. Когда мы проработали каждую ситуацию, уровень тревожности к полетам в целом снизился. Благодаря этому клиент купил билет, причем купил заранее.

Перед отправлением клиент написал мне, что “я сел в самолет, дверь еще не закрыли, мне тревожно; когда дверь закрывали, у меня чуть ли не случилась паническая атака”. Потом связь пропала - самолет взлетел. Через пару часов клиент написал, что полет прошел нормально.

Так мы получили подтверждение всех тех разборов, связанных с полетами. Благодаря этому эксперименту, когда мы подготовились, клиент нормально перенес полет. Больше у него с этим проблем не будет, потому что он уже не боится этих состояний. У него не будут возникать панические атаки не потому, что он пытается и как бы заглушить, а потому, что он уже не будет их создавать. Снижение тревожности позволит ему спокойнее относиться к самому плану куда-то полететь. И благодаря дальнейшим разборам таких ситуаций, если у него будут еще какие-то переживания, на примерах с самолетами он хорошо это все разобрал.

Поэтому, вам нужно понять для себя, что основная проблема большинства из вас, что вы не обращайтесь к специалистам или не работаете над собой по готовым технологиям в том, что вы считаете, что ваш случай уникальный. Но, по большому счету, он уникальный только потому, что вы так думаете. А, на самом деле, уникальных случаев вообще практически не бывает.

За 8 лет работы с тревожными расстройствами я уже столько событий разобрал, что меня ничем не удивишь. В вашем случае 99%, что все ваши переживания - это переживания, которые были у кого-то до вас. Поэтому, ваш случай, в любом случае, не уникальный.

✅ Дарю видеокурс 5 шагов по избавлению от тревоги, невроза, панических атак и любых тревожных расстройств, за подписку на мой телеграм канал - https://t.me/+RRMZgpkfqsRiNjli