Великую Отечественную войну принято называть войной моторов. Роль как пехоты, так и кавалерии снизилась, а на первое место вышла техника. Но где есть техника, там должен быть и водитель. Многие водители, прошедшие всю войну и имевшие боевые награды, не сделали ни одного выстрела по врагу. За них стреляли другие - пехотинцы, вступавшие в бой «с колес», закрывая бреши в обороне, артиллеристы, отцеплявшие свои орудия от ЗИСов и «студеров» на пути у прорвавшихся немецких танков, советские танкисты, получавшие горючее и боезапас с машин обеспечения подчас прямо на передовой. Шоферы не меньше других рисковали жизнью, доставляя бойцов на фронт, подвозя боеприпасы, занимаясь снабжением. Без ратного труда фронтовых шоферов не могло действовать оружие, принесшее нам Победу.
Родная
«полуторка»
Самым известным грузовиком Великой Отечественной войны, конечно же, является легендарная ГАЗ-АА («полуторка»), получившая свое название из-за грузоподъемности машины, которая официально составляла 1,5 тонны, однако водители очень часто возили на ней и груз, доходивший до 3 тонн.
Наш рассказ сегодня о земляках, водивших эту знаменитую машину, и не только ее. «Полуторка» была незаменима на войне, потому что имела несложную конструкцию, была очень надежна и чрезвычайно проста в эксплуатации. Машина прекрасно преодолевала бездорожье и разгонялась до 70 км/час по шоссе. На 100 км пути расходовала 20 литров низкооктанового бензина (в жару вообще могла ездить на керосине.)
На момент начала Великой Отечественной войны в РККА имелось 151100 грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. При этом уже летом-осенью 1941 года войска потеряли огромное количество грузового транспорта. На замену потерянным машинам массово мобилизовались грузовики из народного хозяйства. В наградном листе к медали «За отвагу» Малишевского Филиппа Яковлевича из села Георгиевка говорится: «Товарищ Малишевский прибыл на фронт из колхоза вместе со своей машиной, служил на полевом хлебозаводе всю войну, несмотря на то, что машина прошла 70 тысяч км, она в полной исправности». Медаль наш земляк получил за отражение вражеской атаки на хлебозавод.
Во время войны из-за нехватки металла на ГАЗ-АА стали делать деревянные кабины, а вместо дверей использовали брезентовый тент, который сворачивался к передним стойкам и застегивался на застежки. «Полуторки», сделанные в годы войны, можно узнать по прямоугольным крыльям, которые не штамповались, а просто гнулись из плоских листов жести.
Практически сразу же с автомобилей исчезли вторая фара и дворник (остались только со стороны водителя), зеркало заднего вида, клаксон, бампер. Также на версии ГАЗ-ММ-В отсутствовали передние тормоза.
По рассказам шоферов тех лет поддерживать «полуторку» на ходу в полевых условиях было довольно не просто. Летом было очень пыльно, зимой очень морозно. И в любую погоду она страшно грохотала. Опасно было даже курить за рулем. Бензобак располагался между моторным отсеком и кабиной. Поэтому шальная пуля или фитилек окурка при неполной герметичности могли привести к вполне предсказуемым последствиям.
Наибольшую знаменитость «полуторка» приобрела во время блокады Ленинграда: по льду Ладожского озера эти автомобили каждый день доставляли продовольствие и боеприпасы. На протяжении двух зим город выживал, в том числе благодаря этой машине и ее водителям.
По грубым подсчетам, каждая третья «полуторка», работавшая на Дороге жизни, утонула.
Баллада о ледовой трассе
Когда над Ладогой мороз трещит крутой,
Поет метель про снежные просторы,
То слышится в суровой песне той —
Гудят, гудят «полуторок» моторы.
Пуржит пурга, стервятники бомбят,
Дырявят лед фашистские снаряды,
Но не замкнуть врагу кольцо блокады,
Идут машины с хлебом в Ленинград.
Сквозь сто смертей тогда «полуторки» неслись,
Сто раз на них обрушивалось небо,
Но слово хлеб равнялось слову жизнь,
А если жизнь, то значит и победа.
И верил город в гуле канонад,
Что вся страна живет его тревогой.
И потому ледовою дорогой
Идут машины с хлебом в Ленинград.
Вместе с другими за жизнь в блокадном Ленинграде боролся наш земляк Панов Иван Михайлович.
Ивана Михайловича призвали на фронт в первые дни, он даже не успел проститься с родными. Сначала отправили на Дальний Восток укреплять границу, строить полевые укрепления. Затем из Владивостока, прямо с военных учений часть отправили на Восточный фронт, в Ленинград.
Пришлось сибирякам ехать по родным местам в осеннюю пору: на полях колосилась пшеница, мирно паслись стада, кругом все дышало покоем, и не верилось, что где-то идут бои, льется кровь. Прибыли в Ленинград и сразу же пришлось идти снова учиться, после месячных курсов стал Панов водителем.
Работы у ленинградских шоферов было много: доставляли боеприпасы на зенитные батареи, развозили продукты, приходилось охранять аэродромы. Когда открылась Дорога жизни, он стал одним из шоферов ледяной трассы. Иван Михайлович вспоминал: «Первое время, когда дорога только была открыта, лед на озере был очень тонок, трещал под колесами, казалось, что вот-вот автомобиль провалится и нырнет в глубину, но я двигался вперед: останавливаться нельзя, иначе верная смерть». В любую погоду: сквозь сплошную стену снегопада, завывание ветра и шквал пуль и снарядов, разрывы бомб, - вел свой автомобиль к цели.
Сначала довезти несколько тонн муки в Ленинград, а из города забрать людей, вывезти на Большую землю, спасти от голодной смерти еще два десятка человек. Потом, уже после войны, Иван Михайлович скажет: «Мы не просто перевозили, а вели наступление, самый настоящий бой за Ленинград, за ленинградцев. И каждый привезенный нами мешок муки был ударом по врагу. Все пережитое на Ладоге, забыть было невозможно. Не выдерживал металл, сдавался лед, а люди были сильнее и выносливее в тысячи раз».
Во время одного из рейсов Панов был контужен, месяц провел в госпитале. Затем снова вернулся в строй. После снятия блокады Ленинграда Иван Михайлович со своей частью дошел с боями до Финляндии, где был заключен мир с финнами. На этом война для Панова закончилась.
Водители редко награждались орденами, самой главной для них наградой была медаль «За боевые заслуги». Однако были среди наших земляков и те, кто смог получить и орден Славы, и орден Красной Звезды, и орден Отечественной войны. Среди них Бакалов Алексей Викторович, который начал войну в 1941 году, и уже в 1942-м был награжден медалью «За боевые заслуги», за безупречный каждодневный труд, за стремление к сохранности машины и вверенных ему грузов (а возил он на передовую снаряды), правда, затем что-то случилось и он попал в штрафную роту, ну и тут сумел отличиться и заслужить медаль «За отвагу», затем его вернули в его же полк, где в 1944 году он был удостоен ордена Красной Звезды, а потом и ордена Славы III степени.
Доставляли боеприпасы Шмаков Петр Иванович, Петров Иосиф Ерофеевич. В наградных документах говорится: «Совершая рейсы по 800 и 1000 км, товарищ Петров не имел ни одной поломки и аварии, содержал машину в технической исправности». Озяблов Филипп Герасимович доставлял мины, не считаясь с опасностью для жизни.
Старший сержант Никитенко Иван Федорович сумел потушить горящую машину, рискуя своей жизнью, тем самым спас автомашину и боеприпасы от взрыва. Бондаренко Тихон Иванович, Бубыкин Василий Алексеевич доставляли боеприпасы на передней край и буксировали артиллерийские пушки.
Продолжение следует