В мире все живет, движется и развивается по четко определенным законам.
К примеру, планета Земля находится на строго определенном расстоянии от освещающего ее Солнца, и если вдруг расстояние это хотя бы на толику сделается меньше, неминуемо произойдет катастрофа – планета, просто на просто, испепелится в лучах обогревающего ее светила.
Существуют и иные законы: Всемирного тяготения, термодинамики и прочие фундаментальные основы видимого мироздания, изучаемые на школьных уроках.
Человеческий организм тоже функционирует согласно определенным правилам: с определенной частотой бьется в нем сердце, в определенном направлении циркулирует по венам и капиллярам кровь…
Но кроме плоти, есть в человеке еще и духовная составляющая. От рождения заложена в нем тяга к духовному – к Горнему миру, к которому душа людей, осознанно или неосознанно, стремится всю их сознательную жизнь. И если человек не обращает внимания на эту составляющую своей личности, если он не ищет единения с Тем, Кто его создал, и не заботится о том, каким образом удовлетворяются потребности его души, то эта часть его личности заполняется духовными суррогатами - ибо «не остается пустым святое место».
Стремление к познанию духовных законов также заложено в человеке от рождения. Однако, чтобы их верно понять и не ошибиться в их толковании, необходимы не только желание им следовать, но еще и чистая совесть, и деятельная жертвенная любовь к ближним. И нужна вера. Неверующему человеку невозможно познать сути, скрытой в духовных заповедях, - ведь невозможно разъяснить далекому от христианского мировоззрения человеку, почему страдают праведники или как можно добровольно принять на себя страдания за согрешения ближних. Такого рода законы познаются только теми, кто любит Творца и стремиться жить так, чтобы не утратить и Его к ним любви. А для того нужен подвиг – беспрерывная борьба со страстями.
Знание духовных законов помогает христианину жить в гармонии с внешним миром, с окружающими его творениями Божиими, помогает познать человеку свое собственное предназначение. Но главное все же то, что знание и исполнение этих заповедей восстанавливает утраченное некогда праотцами единство человека с Искупителем, благодаря которому радость никогда его не оставляет.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ДУХОВНЫЕ ЗАКОНЫ
Духовные законы - это установления, обусловливающие развитие духовной сферы жизни людей. Они направлены на то, чтобы научить человека, живущего в безбожном суетном мире, оставаться цельным и исполненным Духа Божия, а, значит, всегда пребывать в гармонии и внутреннем спокойствии, несмотря на обстоятельства внешнего мира. Это законы о том, как воссоздать в человеке Подобие Божие и тем восстановить для него утраченное единение с Вседержителем.
Люди же, поступающие своевольно, не руководствуясь Божественными установлениями, по большей части, успокоения духовного для себя не находят. Да и жизненные обстоятельства у них складываются не так, как нужно, всякое дело обычно идет у них наперекосяк. Учителя Церкви часто указывали на то, что семейные неурядицы, всякого рода зависимости, проблемы в профессиональной сфере – все это следствия возгордившейся души, хотящей жить по собственным установлениям, а не ограничиваться рамками законов Творца.
Если человек не ставит в основу своей жизни законы Создателя, значит, живет он по тем понятиям и определениям, которые устанавливает для себя сам. Следовательно, и свою личность такой человек неизбежно будет ставить в центр своего сознания, во всем руководствуясь лишь собственным пониманием нравственности, и, зачастую, поступая только так, как ему нужно. Богоносные старцы отмечали, что у людей подобного рода, как правило, огонек энергии и стремления к тому, чтобы прожить жизнь, оставив в ней яркий след добродетельных поступков, затухает еще в ранней молодости, а часто и их физическое здоровье надрывается из-за того, что духовные потребности остаются без внимания. Такому человеку долгие годы приходится расхлебывать последствия своего же неправильного поведения.
Тот, кто не соблюдает установленные Владыкой Вселенной законы духовности, непременно порабощается страстями. А это значит, что и окружающим его людям не сможет принести он счастья.
Не исполняя руководства, основанного Вседержителем, человек теряет не только Подобие и Образ Господа в себе. Помрачается также его разум и видоизменяется его отношение к негативным пристрастиям, он теряет адекватную восприимчивость внешнего мира, и, в конце концов, теряет самого себя, отходя от Божиего Замысла о своем предназначении. От него отнимается благодать, что является результатом Божьего гнева за его гордость людскую и греховную закостенелость. Творец попускает нежелающему следовать Его руководству человеку жить собственным его разумением – то есть без Бога.
ЧТО ГОВОРИТСЯ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ О ДУХОВНЫХ ЗАКОНАХ
Духовные заповеди на протяжении всей человеческой истории подавались людям через праведников.
Превосходнейшим образцом того, что может случиться с человеком, живущим без Божиих установлений, является Притча о блудном сыне. Это пример того, что ждет человека, решившего проводить свои дни без руководства Милосердного Отца и без Его Любви, оторвав себя от Отчего Покрова и от единства с Ним. Итог подобного поведения очевиден – одиночество и полнейшее разорение. И хорошо, если вслед за тем последует раскаяние, и не будет человек упорствовать в своем духовном помрачении. Если покаяние произойдет, внешней перемены обстоятельств жизни сразу же, конечно, не последует, но в душе своей человек перемены почувствует сразу – он будет видеть и понимать то, чего раньше не понимал. Библия именует таких людей «пришедшими в себя».
Священное Писание без прикрас описывает судьбы многих людей, которые либо стремились познать духовные законы Господа и жить в соответствии с ними, либо противились им. Боговдохновенные авторы Ветхого и Нового Заветов не навязывают свободной душе человеческой какой-либо однозначный выбор, однако, в то же время, они дают понять, что отступление от духовного руководства, основоположником которого является Сам Сотворитель, приводит всегда к результатам печальным.
Писание рассказывает о праведности Авраама, которого благословил Господь. Рассказывает о согрешении псалмопевца-царя Давида, и о том, какие невзгоды пришлось ему перенести вслед за этим. А в начальных библейских главах повествуется о последствиях грехопадения первых людей – о том, к чему привело нарушение заповеданного Богом и их самих, и всех их потомков.
Иной раз сюжеты Писания повествуют о последствиях отступления от духовных законов не только на примере отдельных исторических личностей, но и на примере целых народов. Ярчайшим из такого рода повествований является рассказ о Вавилонской башне, строители которой пожелали самостоятельно соединить небо и землю - то есть осуществить грандиознейший из человеческих проектов без участия Всеблагого Создателя. В результате люди перестали друг друга понимать, и замысел их так и не воплотился в реальность.
Уничтоженные центры древней цивилизации – города Содом и Гоморра – также являют собою нагляднейший пример того, что происходит с теми, кто решается жить по установленным самими собою законам.
И не следует забывать, что всякое противостояние духовным законам Создателя началом имеет внутреннюю гордость – пагубное качество, от которого на заре мироздания пал высший из ангелов - Денница. Сначала внутри охваченной гордостью личности появляется желание не исполнять всего лишь одну из заповедей Вседержителя, а потом попираются и все остальные Его законы, и трагический итог подобной жизненной позиции всегда однозначен – отречение от Спасителя и противостояние Владыке Вселенной.
Ф.М. Достоевский говорил: «Если нет Бога, то все позволено». Этим изречением автор «Братьев Карамазовых» хотел выразить идею о том, что человек, отрицающий духовные законы, помрачается разумом настолько, что начинает считать, что может поступать, как ему вздумается. Но поступая подобным образом, на самом деле, он теряет Подобие Божие и приобретает черты дьявола. Славянофил Аксаков предрекал избравшим подобную стезю следующее: «Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет с себя и образ человеческий, и возревнует затем об образе зверином».
МНОГО ЛИ СУЩЕСТВУЕТ ДУХОВНЫХ ЗАКОНОВ И КАКИЕ ИЗ НИХ ГЛАВНЫЕ
Духовных постановлений, заповеданных Творцом для Его созданий, Священное Писание насчитывает не одну сотню. В одном только Ветхом Завете, по подсчетам исследователей, их более 600.
Однако основными духовными руководствами христиан принято считать Десять Заповедей, данных Вседержителем пророку Моисею на Синайской горе, и Девять Заповедей Блаженства, которым учил иудеев Мессия во время Нагорной проповеди.
Причем в той же Нагорной проповеди Иисус установил для Его последователей особое Золотое Правило, гласящее: «Поступайте с людьми также, как хотели бы, чтобы они поступали с вами». Это правило толковали разные отцы Церкви. По мнению многих из них означает оно, в первую очередь, то, что чем больше отдает человек любви ближним, тем больше наполняет его Своей Любовью Милосердный Господь. Жертвенная любовь не иссякает, если дарить ее окружающим.
О том, какие же духовные заповеди являются главными, Сам Искупитель дал одному из вопрошавших Его законников такой ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22:36-40).
КАК ДЕЙСТВУЮТ ДУХОВНЫЕ ЗАКОНЫ
Всякие знания о духовных законах, накопленные Церковью, основываются либо на текстах Священного Писания, либо на вековом духовном опыте подвижников православных, многие из которых провели долгие годы вдали от мира, подвизаясь в заповедях Всемогущего Создателя и стремясь пребывать в полноте Его Любви.
Изучая Библию, можно воочию убедиться в том, насколько Создатель терпелив. Как не хочет Он гибели грешников и как ждет их раскаяния ради того, чтобы те оставались духовно живы. В том же боговдохновенном Источнике можно найти немало мест, повествующих, насколько велик бывает гнев Господень на тех людей, которые зная предначертанные Им установления, сознательно их не выполняли. Апостол свидетельствует о том: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою… Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце… то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Римлянам 1:18-24).
От того, насколько совпадают законы, принятые людьми, с законами Триединого Господа, зачастую зависит судьба целых государств и населяющих их народов. Игнорирование духовных заповедей и противление им всегда приводят к разрушению - как к внутреннему (и отдельной личности, и целого народа), так и к внешнему, материальному разрушению сложившихся общественных формаций. Как только появляется в сознании общества идея о превосходстве или насилии, все это непременно влечет к разложению и разорению, а то и изничтожению самих носителей подобных идей. О том повествует Библия на примере Ханаана. И даже на примере Израиля показывают авторы Писания, как изменялась жизнь иудеев в зависимости от их ревности к исполнению законов Вседержителя.
Как во времена ветхозаветные, так и в безбожные времена новой эпохи, нередко посылал Господь к отступившим от Него людям верных Своих служителей: пророков, прозорливцев, чудотворцев и исповедников, которые взывали к народу, ставя в вину ему безбожие или идолопоклонство, любовь к обману и притеснению неимущих, лицемерие и коварство. Эти угодники предрекали народам всякие бедствия, вызванные праведным гневом Создателя. И пророчества эти всегда исполнялись.
В отличие от законов мира материального, которые неподвластны людям, духовные законы человеку изменить по силам – главным образом через покаяние. Если человек ввергается в согрешение, за которым неминуемо последует возмездие, то через раскаяние возможно обрести прощение Небесного Владыки и тем изменить будущую свою судьбу. Об этом увещевал духовных своих чад преподобный Паисий Святогорец, наставляя: «Если мы не будем смиряться, то духовные законы придут в силу по отношению к нам до тех пор, пока не сокрушится наш эгоизм».
Нужно также отметить, что преподобный старец Паисий уверял, что законы духовные в соответствии с Промыслом Божиим в судьбе каждого человека проявляются по-разному: кто-то, едва возгордившись, сразу же претерпевает неудачу, и духовный закон в отношении него действует молниеносно, а на кого-то законы эти действуют не сразу – в этих случаях, по мнению старца, нужно понимать, что так происходит, как правило, с людьми, которым Господь определил за каждое их согрешение расплачиваться по отдельности, а не платить сразу за все грехи их богоотступнического жития.
Однако бывают и особые случаи. Бывает так, что человек весьма гордый, никогда не исполняющий Волю Создателя, наказания в продолжении дней своих не получает. По заверению святых учителей означает это лишь одно: человек настолько лишил себя грехами человеческого достоинства и настолько навлек на себя бесовскую сущность, что по отношению к нему неприменимо уже увещевание Отца Небесного, ибо отторгнут он от Его Царских Чертогов, и в конце жизни ждет его падение с вершины, на которую он вознесся, прямо в преисподнюю.