Найти тему

Чем могут помочь по дому дети-дошкольники? И нужно ли их просить об этом?

Продолжаем разговор про формирование полезных умений и навыков у наших любимых детей. Не станем философствовать и сетовать на усложнившуюся жизнь. Жизнь никогда не была простой, несмотря на достижения прогресса и технологий: что полтора века назад, что в наши дни. Святая родительская обязанность – выпустить в жизнь ответственных и подготовленных членов общества.

Скажем больше: человек официально достигает совершеннолетия в восемнадцать лет. Теоретически он имеет право «отпочковаться» от родителей и зажить самостоятельной жизнью. Беда в другом: если в пятнадцать человек не может поджарить яичницу и постирать своё белье, он вряд ли освоит эти премудрости в восемнадцать. Значит, закладывать основы следует в самом раннем возрасте. Лучше всего – с детского сада. Мультики и смартфон с игрушками подождут. Сначала поможем по хозяйству мамам и папам, бабушкам и дедушкам!

В детских садах детей разделяют по группам. Возраст в 4-5 лет, как правило, соответствует старшей группе. Дети 6-7 (иногда почти до 8) лет посещают подготовительную группу. Еще немного, и первый раз в первый класс! Давайте посмотрим, чему можно научить (и чего требовать) от малышей-дошколят.

Ребенку 4-5 лет. «Не надо лишать ребенка детства!» - самый вредный принцип из тех, что мы могли с вами слышать. Напротив, именно в таком нежном возрасте закладываются такие понятия, как трудолюбие и ответственность. Дети как губки впитывают новые знания, тянутся к взрослым, смотрят и запоминают, задают многочисленные вопросы. И сохраняют высокую мотивацию к труду: «А можно я попробую»? Пожалуйста, не отмахивайтесь от ребят. Дайте им возможность проявить себя. Объясняйте и показывайте. Хвалите за каждый достигнутый успех. Проявите креатив: например, придумайте специальные яркие наклейки на большой календарь. Что-то типа «Сегодня я помог маме/папе». Десять наклеек – и можно задуматься о крупном мотивирующем поощрении!

Чем же может помочь родителям пятилетний малыш? А много чем: помочь сервировать обеденный стол; раскладывать продукты, в том числе и на порции; сортировать белое и цветное белье к стирке; полив комнатных растений из маленькой лейки; несложная прополка сорняков на дачных грядках; первичные навыки мытья посуды (небольшие тарелки и чашки под присмотром взрослого); помощь в уборке игрушек и наведении порядка в детской комнате; сметание крошек (хотя бы за собой) с обеденного стола.

Как вы догадались, уважаемые читатели, это примерный и приблизительный перечень дел для вашего сына или дочери.

Ребенку 6-8 лет. Что же, перед нами полноценная личность. Уже видны особенности характера вашего подросшего ребенка, начали проявляться его склонности и интересы. Однако мотивация, напротив, заметно убавляется. Рецепт счастья для многих ребят – «дайте в руки телефон с игрушками и не трогайте». Дети становятся ершистыми, непослушными на грани «независимости». Тем не менее, удержать ребят в рамках достаточно просто, достаточно проявить твердость и системный подход. Главенствующим должен стать принцип «Сделал дело – гуляй смело». Родительский контроль лучше сделать не тотальным, а максимально ненавязчивым. Но ребенок должен знать: за результат всегда спросят. Что-то получилось, и получилось хорошо – тебя обязательно поощрят и отметят.

Чего требовать от ребенка – старшего дошкольника или младшего школьника?Безусловно, каждый ребенок двигается в своем индивидуальном темпе. Семь лет – это еще и глубокое детство, но уже и первые ростки ответственности. Очень интересный и по-своему замечательный возраст.

Вот перечень основных «домашних» умений и навыков: уход за домашними животными (добавить корм или воду в миску и пр.); подмести, стереть пыль, убрать игрушки, привести в порядок рабочий стол; вынести мусор; складывание, смена и уборка белья; приготовление бутербродов, азы кулинарии, помощь в сервировке; помощь в загрузке стиральной машины, знание основных программ ее работы, выбор нужной программы, опорожнение барабана, развешивание легкого белья для просушки; посильная помощь на даче или приусадебном участке (например, сгребание листьев); выгул собак малых пород.

Несколько слов про выгул. Каждую весну разгорается яростная полемика между собаководами и всеми остальными жителями. Последние пытаются призвать собаководов к порядку – убеждают их убирать за своими питомцами. И получают, как вы догадываетесь, достойный и резкий отпор. Предлагаем оригинальное решение. Покажите и сами свою высокую культуру, и привейте ее своим детям (на личных примерах). Копеечное и минутное дело – взять на прогулку несколько одноразовых мешочков и совочек, убрать за своим лохматым питомцем. Ваш ребенок достаточно умен, чтобы понять – родители делают важное и нужное дело. Любой пример заразителен: как дурной, так и очень хороший. Возможно, именно за вами подтянутся и другие собаководы дома, во дворе станет чище и опрятнее. И все дискуссии можно будет тут же свернуть.

Пока поставим точку. Завтра усложним задачу – посмотрим, чего можно и нужно требовать от детей-подростков. Разговор предстоит важный и интересный, оставайтесь с нами на канале Интерьер&Пространство.

Ссылка на предыдущую статью цикла. Прочтите обязательно!

Подписывайтесь на наш канал, чтобы регулярно узнавать еще больше интересной и полезной информации!