В рунете до сих пор распространено мнение, мол, традиционное африканские искусство примитивно в самом плохом смысле. Как пишет один из комментаторов моих постов, «дальше туземных статуэток из глины и дерева, ярких тканей и бус из когтей и зубов дело [у африканцев] не пошло». Да и вообще (продолжение цитаты) «какая [у африканцев может быть] культура? Блюзы, рэпы, дикие пляски, барбекю и баскетбол? Или, может быть, банды, разрушение [африканской] семьи, где куча детей от разных отцов, мало кто работает, мало учится, но все знают, что их беды — от белых…»
Да... Не всеми своими подписчиками я горжусь. Попытки рассказать про древнее царство Куш, про нубийских фараонов, про значимость джаза и рэпа для музыки, про Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Нину Симон, Эллу Фицджеральд, Майлза Дэвиса, Билли Холлидэй и Чарли Паркера... В конце концов про то, что правнук одного такого африканца (эфиопа/камерунца, если быть точным) создал русский литературный язык, на котором мы все тут говорим и пишем, — обернулись провалом.
Пытаться доказать таким людям, что популярное африканское искусство (маски, статуэтки и вот это всё) не является примитивным, я считаю бесполезной затеей. — Лично мне оно кажется великолепным. Просто африканские художники почти никогда не стремились к реалистичности. По такой «логике» можно говорить о примитивности Хокусая (мол, куда ему до Рембрандта?) и о беспомощности средневековых живописцев, которые, видимо, массово потеряли зрение и поэтому не умели сравнивать нарисованное с натурой.
Короче, для таких вот мыслителей решил зайти с другой стороны. — Дело в том, что вообще-то реалистичная скульптура у африканских народов встречалась. Ярчайший пример — искусство народов йоруба из города-государства Ифе. Не буду расписывать, насколько великолепны и величественны созданные ими бронзовые и терракотовые вещи. — Убедитесь сами. — Но отмечу, что до такой реалистичности (и психологизма) современной этим шедеврам европейской средневековой скульптуре было очень далеко.
P.S. Мне самому интересно, что это за полосы и борозды у них на лице. О скульптурах (как и о самих йоруба) известно очень мало, по крайней мере, в разы меньше, чем того бы хотелось. Но есть версия, что эти линии изображают характерные татуировки. Либо же имитируют нити мелких бус, которые в форме вуали подвешивали к коронам царей и цариц Ифе.
Друзья, я стараюсь делать полезный и интересный контент. Если вам он понравился, не поленитесь и поддержите публикацию лайком и комментарием. Это очень важно: только от вас зависит продвижение материалов на Дзен!