Найти тему

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.111): ОБЕД С ВОСКРЕСШИМ ГОСПОДОМ

“Когда же сошли на землю, видят разложенный огонь и на нём лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: «Принесите из тех рыб, что вы теперь поймали». Симон Пётр пошёл и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: «Придите, обедайте». Из учеников уже никто не смел спросить Его: «Кто Ты?» — зная, что это Господь. Иисус приходит, берёт хлеб и даёт им. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своём из мёртвых” (Ин. 21:9–14).

Стихи 9–11. Достигнув берега, ученики увидели «разложенный огонь [антракиа] и на нём лежащую рыбу и хлеб» (21:9). Иисус взял на Себя инициативу и приготовил горячий завтрак для Своих учеников, уставших после трудной ночи в море. Иисус предложил им сделать свой вклад в общую трапезу из тех рыб, что они только что поймали. В ст. 9 слово «рыба» (опсарион), стоит в ед. числе, вероятно, означая, что на костре была одна рыба. Однако это слово может использоваться здесь в собирательном значении, просто называя вид пищи. В 21:10, когда ученикам было предложено принести несколько рыбин из тех, что они поймали, это слово стоит во мн. числе, характерном для книги Иоанна (см. 6:9, 11).

В ответ на предложение Иисуса Пётр, привыкший действовать быстро, «пошёл [«зашёл» в лодку; Международное Библейское Общество] и вытащил на землю сеть» (21:11). Это не значит, что Пётр в одиночку смог вытащить тяжёлую сеть. Остальные ученики не могли вытащить сеть из-за огромного количества рыбы (21:6); однако с помощью Петра (который, очевидно, был физически очень сильным) сеть вытащили на берег. Затем Иоанн сказал об этом улове, что рыбы было множество, а именно «сто пятьдесят три».

Как уже отмечалось, Иоанн отличался вниманием к точным деталям. То, что он указал количество пойманной рыбы, не было исключением. На самом простом уровне запись о количестве рыбы не означала ничего, кроме того, что улов пересчитали. Предположительно, ученики разделили пойманную рыбу между собой. Рыбаки, как правило, внимательны к таким вещам, как размер и количество пойманной рыбы. Учитывая размер этого улова, неудивительно, что один или больше учеников хотели знать, сколько же они поймали. Тем не менее некоторые комментаторы, не желая довольствоваться простым объяснением, усматривают в образе полной и неповреждённой сети и числе «153» символический смысл.

Автором одного из наиболее популярных толкований является Иероним Блаженный. Он утверждал, что согласно Оппиану, натуралисту второго века, в мире существовало 153 вида рыб, поэтому это число могло символизировать всемирный масштаб миссии апостолов и церкви. Рэймонд Браун пишет: «Неповреждённая сеть означает, что христианское общество не должно разделяться на секты». Дж. Рамси Майклз настаивает, что полная сеть подразумевает завершение миссии Иисуса через благовествование. Некоторые комментаторы обращались к гематрии (анализ смысла греческих или арамейских слов путём подсчёта числовых значений входящих в него букв), пытаясь найти истолкование этих образов. Подобный подход ведёт к бесконечному количеству «значений», которые можно извлечь из этого числа. Как кто-то остроумно отметил, с равным успехом можно искать эзотерический смысл в двухстах локтях или девяноста метрах, которые проплыл Пётр в 21:8. Даже если Иоанн вкладывал особый символический смысл в число «153», библейский контекст его не предполагает. Иоанн просто написал о чуде, которое совершил Иисус. Частью этого чуда было то, что «при таком множестве [рыбы] не прорвалась сеть».

Стихи 12, 13. Приглашение Иисуса «Придите, обедайте» («Идите сюда и позавтракайте»; Международное Библейское Общество, Новый Русский Перевод) является Его третьим по счёту приглашением в книге Иоанна. Первое приглашение было обращено к двум ученикам Иоанна Крестителя, когда Он сказал: «Пойдите и увидите» (1:39). Второе прозвучало в последний день праздника Кущей: «Иди ко Мне и пей» (7:37). После трудной ночи в море ученики были рады услышать это приглашение Иисуса. В первом веке люди обычно ели два раза в день (см. Лк. 14:12). Утренний приём пищи назывался аристон («завтрак»). Его обычно ели рано (см. 21:4), до того, как приступить к работе, но бывало, что его ели около полудня (см. Лк. 11:37, 38; 14:12). Второй приём пищи дейпнон («обед» или «ужин») считался основным (Лк. 14:12; Ин. 13:2). То, что Иисус велел ученикам «прийти», означает, что между Ним и ними было некоторое расстояние. В следующем стихе сказано, что «Иисус приходит» (21:13), возможно, потому что они не решились принять Его приглашение.

Вторая половина 21:12 довольно любопытна. Написано: «Из учеников же никто не смел спросить Его: “Кто Ты?” — зная, что это Господь». Если ученики знали, что перед ними был их Господь, то почему им вообще могло прийти в голову спрашивать Его: «Кто Ты?» Близкие отношения прошлых лет ушли; ученики знали, что с ними разговаривал Иисус, но кое-что изменилось. Возможно, это изменение проявилось во внешности Иисуса. Когда Иисус впервые явился Марии Магдалине, она не узнала Его. Эта встреча Иисуса с учениками напоминает Его встречу с двумя учениками по дороге в Эммаус, чьи глаза были удержаны, и они не узнавали Его пока Он не преломил хлеб с ними (Лк. 24:16, 31). Здесь же ученики знали, что перед ними был Иисус ещё до того, как Он пригласил их поесть, и всё же они испытывали некоторую неловкость в Его присутствии. Было ли это связано с Его внешностью или нет, но ученики вели себя смущённо, когда сели поесть. Никто из них «не смел спросить Его» (см. 4:27), но внутри них, несомненно, был вопрос: «Это действительно Иисус?»

Эта неловкость и смущение исчезли, когда «Иисус приходит, берёт хлеб и даёт им, также и рыбу» (21:13). Иисус вёл себя, как щедрый и гостеприимный хозяин, но это не был простой завтрак. Этот завтрак был пронизан ободрением от присутствия Иисуса и факта Его воскресения.

Некоторые комментаторы усматривают в этом завтраке образ Господней вечери и его предполагаемой связи с гл. 6. Однако эта связь является надуманной. В раннехристианском искусстве рыба изображалась наряду с хлебом в контексте Вечери; однако именно хлеб и плод виноградной лозы были даны Иисусом как представляющие Его тело и Его кровь — но не хлеб и рыба (Мф. 26:26–29). Более того, ничто в тексте не указывает на то, что ученики усматривали в пище, которую им предложил Иисус, какой-то символический смысл.

Стих 14. Предложение: «Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим» следует рассматривать исключительно в контексте Двенадцати, а не учеников в общем. Иуда был мёртв, Фома отсутствовал при одном из явлений, а при этой трапезе находилось только семь учеников. (Явление Иисуса Марии Магдалине в расчёт не принимается, поскольку не относится к явлению «ученикам»). Первое явление, о котором сообщается в 20:19–23, произошло в день Его воскресения. Второе, описанное в 20:24–29, было спустя неделю, и произошло в присутствии Фомы. Таким образом, это был «третий» раз. Хотя практически невозможно расположить в хронологическом порядке все явления Иисуса после Его воскресения, последовательность этих трёх не вызывает сомнений.

Важно то, что «явился Иисус ученикам Своим». Глагол эфанеротэ («был явлен») является пассивной формой от того же глагола в 21:1. Он подчёркивает однозначность личности Иисуса и является более сильным по сравнению с обычным словом с значением «явился» (офтэ), которое используется в Лк. 24:34; Деян. 13:31; и 1 Кор. 15:5–8.

Колоссянам