Найти тему
Summarylib.ru

Правильное отношение к деньгам. Принципы, которые нужно передать детям

Одно из социалистических наследий нашей страны – пренебрежение финансовой стороной жизни, либо, напротив, излишнее преклонение перед богатством. Ни та, ни другая установка не помогут ребенку сформировать сбалансированное отношение к деньгам, чтобы в дальнейшем создавать основу своего материального благополучия. В этой сфере, как и везде, необходим гармоничный подход.

Деньги не являются синонимом счастья, но их отсутствие, несомненно, приносит множество проблем.

Первый принцип, которому стоит научить детей – это уважение к деньгам, как эквиваленту вложенного труда, созидания и творчества. Деньги – это хорошо. Быть богатым – правильно.

Очень важно, чтобы такая установка присутствовала в семье.

В Европе такое уважительное отношение к деньгам традиционно формировала протестантская этика: богатство ассоциировалось с добродетелью. В России подобное отношение бытовало в среде староверов. Богатство воспринималось не как возможность много тратить, а как шанс сделать много хорошего для людей.

Если вы читаете детям сказки о злых и глупых богачах, обязательно приводите в пример умных и добрых богатых людей, которые, справившись со всеми жизненными испытаниями, «стали жить-поживать, да добра наживать».

Второй принцип. Финансовая грамотность начинается с обучения логике. Как ни странно, но логика, арифметика, умение рассуждать и делать умозаключения на основе здравого смысла – это очень важная часть, основа и фундамент для будущего финансиста, предпринимателя или просто человека с хорошим материальным достатком. Это начало, через которое никак не перепрыгнуть.

Идя в магазин, считайте с детьми, что и сколько собираетесь купить, смотрите на скидки, высчитывайте вместе выгоду. Важно, чтобы ребенок высказывал свое мнение, приводил аргументы и слышал при этом ваши. Это, помимо опыта разумного подхода к покупкам и бюджету, еще и тренировка навыка общения.

Кстати, обучать ребенка умению обращаться с деньгами нужно начинать никак не позже 7 лет.

Принцип третий. Деньги – это заработок. Худшее, что может сделать родитель – это дать своему ребенку все, что он попросит, просто так. Ощущение, что у человека с малых лет есть все, что он только способен пожелать, приведет к тому, что у него не будет мотивации ни к какому труду.

Задействуйте деньги в системе мотивации, как поощрение. Но только не тогда, когда ребенок выполняет свои домашние, семейные обязанности. Давайте ребенку карманные деньги – но не за то, что он помыл посуду или прибрался в своей комнате.

Ребенок должен знать, что он получает карманные деньги потому, что он член семьи (ведь родители любят ребенка безусловной любовью). Но за труд, за какие-то особенные достижения - его можно поощрить «денежной премией» или ценным подарком.

Очень важно, чтобы родители тонко определяли нужные грани, как правильно мотивировать ребенка. Чтобы, с одной стороны, не заставлять его завидовать другим детям и выслуживаться перед родителями, а с другой – не потакать капризам, достойно оценивать заслуги ребенка, позволяя ему ощутить уважение взрослых к его труду, выраженное деньгами.

Система мотивации труда – тема, которой занимаются целые научные институты.

Если вы не уверены в том, что знаете, как выстраивать эту систему правильно, прочтите полезные книги из моей специальной подборки. По ссылкам доступны саммари – краткие пересказы основного содержания. При желании можно послушать аудиоверсии - на сайте или в приложении Summarylib.

«Дети и деньги. Книга для родителей из страны, в которой научились эффективно управлять финансами» Кеон Чи, Адам Хо

Дети и деньги. Книга для родителей из страны, в которой научились эффективно управлять финансами
Авторы книги – эксперты в управлении финансами и папы. На своем примере они рассказывают о том, сколько и в каком возрасте правильно давать карманные деньги, чему нужно учить детей в первую очередь в обращении с деньгами, как откладывать деньги, а еще о том, что для того, чтобы что-то получить, нужно сначала с кем-то поделиться!

«Наказание наградой: Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками» Альфи Кон

Наказание наградой: Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками
Кнут и пряник не работают. Школьная система образования не готовит ребят к жизни и притупляет в них любую инициативу. Бонусная система взращивает ленивых работников. Если у вас есть дети или вы работаете с ними (учитель, тренер в спортивной секции, руководитель творческого кружка и т.д.), если вы руководитель любого уровня, то здесь вы найдете множество интересных и полезных фактов о том, что на самом деле дает привычная и такая удобная система поощрений и наказаний. И, конечно, узнаете, на что ее заменить и сделать учебу и работу эффективными.

«Наши бедные богатые дети» Марина Мелия

Наши бедные богатые дети
Странно, но дети из богатых семей часто имеют те же проблемы, что и заброшенные дети из неблагополучных семей: деструктивное поведение, эгоизм, зависимости, депрессии. Почему же деньги родителей не идут им на пользу? Почему, имея все, они не хотят ничего и отчаянно нуждаются в любви? Механизмы явления и советы, как бороться с ситуацией, будут полезны всем родителям, независимо от финансового положения.

«Как мы портим наших детей: коллекция родительских заблуждений» Наталья Царенко

Как мы портим наших детей: коллекция родительских заблуждений
Став родителями, многие хотят избежать ошибок, совершенных другими и особенно — предыдущими поколениями. Здесь собраны основные родительские «грехи» и рассказано, как их избежать.