11 октября 2023 года 35 судоремонтному заводу исполнится 85 лет.
Давайте познакомимся с его историей.
Согласно справке, выданной гатчинским архивом Военно-морского флота, строительство завода Главсевморпути началось с постановления Совета народных комиссаров СССР № 1259 от 17.08.1932 года.
В ноябре 1932 года Управлением морского транспорта Главсевморпути при СНК СССР был учрежден «35 судоремонтный завод Министерства обороны» как ремонтная база флота, осваивающего просторы Ледовитого океана – Северный морской путь.
Место для строительства судоремонтного завода было выбрано в районе реки Роста в семи километрах от города Мурманска. В 1934 г. начались изыскательские работы на строительной площадке. А во второй половине 1935 г. по вербовке прибыла первая партия строителей завода.
11 октября 1938 года считается официальным днем рождения Мурманского судоремонтного завода Главсевморпути. Были запущены механический, литейный и кузнечный цеха; построены дороги, основные склады, причальные сооружения. Завод принял в ремонт первый военный корабль – сторожевик "Ураган".
В 1941 г. завод получил задание по установке вооружения на ледоколах «И. Сталин» и «В. Молотов», а также на судах ледокольного типа «Сибиряков», «Малыгин», «Русанов».
Завод наладил производство минометов М-50, отливку и механическую обработку гранат Ф-1, а также был спроектирован малый бессемеровский конвертер для выплавки стали и создана сталелитейная печь.
Во время Великой Отечественной войны для защиты и обороны предприятия были созданы группы самозащиты из состава противопожарных, санитарных и химических звеньев, сформирован отряд рабочего ополчения для борьбы с десантом противника и обороны северной части поселка, созданы формирования МПВО.
В мае 1943 года постановлением Госкомитета обороны СССР завод ГУСПМ получил новое имя - "Судоремонтный завод СФ".
Начало 1950-х гг. отмечено ростом технического прогресса. Ремонт объектов сопровождался техническим творчеством коллектива рабочих и ИТР. В 1950 г. завод, с помощью специалистов судостроительного предприятия, первым среди судоремонтных заводов страны разработал и применил новую технологию центровки валопроводов методом расчета нагрузок и упругой линии валов.
Конец 1950-х и начало 60-х гг. был отмечен реконструкцией производственных участков завода. Так, в 1958 г. был оборудован новый участок по ремонту пневматического и электрифицированного инструмента. Организован участок ремонта радиоэлектронного оборудования. Было изготовлено оборудование, обеспечивающее испытание рефмашины, изготовлено оборудование для механизации отдельных работ на малярном участке, электродном участке и организовано моечное отделение дизельного участка. Смонтированы новые электропечи МГП-102(100 кг) и ДМК-0,25 (250 кг) на участке цветного литья. Построена столовая на 500 посадочных мест.
В 1970 г. Главнокомандующий ВМФ и профсоюзный комитет отрасли присудили заводу первое место с вручением Памятного Красного знамени.
В 1972 г. завод награжден юбилейным памятным знаком в ознаменование 50-летия образования СССР. В 1983 г. вступила в строй построенная своими силами турбаза «Лесная».
В начале 1990-х гг. в результате резкого сокращения государственного оборонного заказа завод оказался в тяжелейшем кризисе. Выход из сложной ситуации искали во всем, брались за любую работу. Для обеспечения дополнительной загрузки цехов завода большая работа проводилась отделом маркетинга и коммерции.
Среди партнеров и заказчиков завода появились иностранные фирмы. В дополнение к судоремонту, завод был вынужден заняться судостроением. По заказу Нидерландской кампании был построен двухсекционный танкер оригинальной конструкции для перевозки жидких химических продуктов. Танкер-буксировщик «Innovation-З» длиной более 100 м. спущен на воду в сентябре 1993 г., а в феврале 1994 г. была спущена на воду буксируемая секция танкера «Innovation-13» такой же длины.
Почти до начала 2000-х годов использовались сразу несколько официальных названий: при деловых контактах с военными организациями - «В\ч 20346», с гражданскими - ММЗ «Севморпуть». Иногда письма приходили в адрес «35 СРЗ». Официальное название было — ФГУП «35 СРЗ» МО РФ.
С 2007 года 35 СРЗ стал филиалом АО «Центр судоремонта «Звездочка», входящий в состав АО "ОСК".
С 2014 года начались производиться средние ремонты кораблей.
За два последних десятилетия было отремонтировано более 100 кораблей. В это число входят военные корабли (ТАВКР, БПК, БДК, МБК, МРК, РКР), катера (торпедоловы, десантные), буксиры, морские и базовые тральщики, АПЛ, ДПЛ, судна (спасательные, килекторные, гидрографические ), сухогрузные транспорты.
35 СРЗ является обособленным подразделением АО «ЦС «Звездочка» и представляет собой стройную систему цехов и причальных сооружений, позволяющих выполнять практически любые работы по ремонту и сервисному обслуживанию больших надводных кораблей и судов различного назначения. Сейчас реализуется проект по модернизации завода, который позволит более рационально и эффективно использовать производственные мощности и трудовые ресурсы, а также осуществляется масштабный проект по реконструкции двухкамерного сухого дока, находящегося на берегу Кольского залива. По завершению работ филиал сможет выполнять доковый ремонт и осмотр надводных кораблей I и II рангов, авианесущих кораблей.