Найти тему

85 лет со дня образования

11 октября 2023 года 35 судоремонтному заводу исполнится 85 лет.

Давайте познакомимся с его историей.

Согласно справке, выданной гатчинским архивом Военно-морского флота, строительство завода Главсевморпути началось с постановления Совета народных комиссаров СССР № 1259 от 17.08.1932 года.

Проект завода
Проект завода

В ноябре 1932 года Управлением морского транспорта Главсевморпути при СНК СССР был учрежден «35 судоремонтный завод Министерства обороны» как ремонтная база флота, осваивающего просторы Ледовитого океана – Северный морской путь.

-2

Место для строительства судоремонтного завода было выбрано в районе реки Роста в семи километрах от города Мурманска. В 1934 г. начались изыскательские работы на строительной площадке. А во второй половине 1935 г. по вербовке прибыла первая партия строителей завода.

Панорама стройки
Панорама стройки

11 октября 1938 года считается официальным днем рождения Мурманского судоремонтного завода Главсевморпути. Были запущены механический, литейный и кузнечный цеха; построены дороги, основные склады, причальные сооружения. Завод принял в ремонт первый военный корабль – сторожевик "Ураган".

В 1941 г. завод получил задание по установке вооружения на ледоколах «И. Сталин» и «В. Молотов», а также на судах ледокольного типа «Сибиряков», «Малыгин», «Русанов».

Завод наладил производство минометов М-50, отливку и механическую обработку гранат Ф-1, а также был спроектирован малый бессемеровский конвертер для выплавки стали и создана сталелитейная печь.

Во время Великой Отечественной войны для защиты и обороны предприятия были созданы группы самозащиты из состава противопожарных, санитарных и химических звеньев, сформирован отряд рабочего ополчения для борьбы с десантом противника и обороны северной части поселка, созданы формирования МПВО.

-4

В мае 1943 года постановлением Госкомитета обороны СССР завод ГУСПМ получил новое имя - "Судоремонтный завод СФ".

Начало 1950-х гг. отмечено ростом технического прогресса. Ремонт объектов сопровождался техническим творчеством коллектива рабочих и ИТР. В 1950 г. завод, с помощью специалистов судостроительного предприятия, первым среди судоремонтных заводов страны разработал и применил новую технологию центровки валопроводов методом расчета нагрузок и упругой линии валов.

Конец 1950-х и начало 60-х гг. был отмечен реконструкцией производственных участков завода. Так, в 1958 г. был оборудован новый участок по ремонту пневматического и электрифицированного инструмента. Организован участок ремонта радиоэлектронного оборудования. Было изготовлено оборудование, обеспечивающее испытание рефмашины, изготовлено оборудование для механизации отдельных работ на малярном участке, электродном участке и организовано моечное отделение дизельного участка. Смонтированы новые электропечи МГП-102(100 кг) и ДМК-0,25 (250 кг) на участке цветного литья. Построена столовая на 500 посадочных мест.

Асфальтовая дорожка от энергетического цеха (№17) к зданию заводоуправления и центральной проходной. 1972 год.
Асфальтовая дорожка от энергетического цеха (№17) к зданию заводоуправления и центральной проходной. 1972 год.

В 1970 г. Главнокомандующий ВМФ и профсоюзный комитет отрасли присудили заводу первое место с вручением Памятного Красного знамени.

В 1972 г. завод награжден юбилейным памятным знаком в ознаменование 50-летия образования СССР. В 1983 г. вступила в строй построенная своими силами турбаза «Лесная».

-6

В начале 1990-х гг. в результате резкого сокращения государственного оборонного заказа завод оказался в тяжелейшем кризисе. Выход из сложной ситуации искали во всем, брались за любую работу. Для обеспечения дополнительной загрузки цехов завода большая работа проводилась отделом маркетинга и коммерции.

Среди партнеров и заказчиков завода появились иностранные фирмы. В до­полнение к судоремонту, завод был вынужден заняться судостроением. По зака­зу Нидерландской кампании был построен двухсекционный танкер оригинальной конструкции для перевозки жидких химических продуктов. Танкер-буксировщик «Innovation-З» длиной более 100 м. спущен на воду в сентябре 1993 г., а в феврале 1994 г. была спущена на воду буксируемая секция танкера «Innovation-13» такой же длины.

-7

Почти до начала 2000-х годов использовались сразу несколько официальных названий: при деловых контактах с военными организациями - «В\ч 20346», с гражданскими - ММЗ «Севморпуть». Иногда письма приходили в адрес «35 СРЗ». Официальное название было — ФГУП «35 СРЗ» МО РФ.

Камеры сухого дока до реконструкции
Камеры сухого дока до реконструкции

С 2007 года 35 СРЗ стал филиалом АО «Центр судоремонта «Звездочка», входящий в состав АО "ОСК".

С 2014 года начались производиться средние ремонты кораблей.

За два последних десятилетия было отремонтировано более 100 кораблей. В это число входят военные корабли (ТАВКР, БПК, БДК, МБК, МРК, РКР), катера (торпедоловы, десантные), буксиры, морские и базовые тральщики, АПЛ, ДПЛ, судна (спасательные, килекторные, гидрографические ), сухогрузные транспорты.

ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов"
ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов"

35 СРЗ является обособленным подразделением АО «ЦС «Звездочка» и представляет собой стройную систему цехов и причальных сооружений, позволяющих выполнять практически любые работы по ремонту и сервисному обслуживанию больших надводных кораблей и судов различного назначения. Сейчас реализуется проект по модернизации завода, который позволит более рационально и эффективно использовать производственные мощности и трудовые ресурсы, а также осуществляется масштабный проект по реконструкции двухкамерного сухого дока, находящегося на берегу Кольского залива. По завершению работ филиал сможет выполнять доковый ремонт и осмотр надводных кораблей I и II рангов, авианесущих кораблей.