Найти тему

Контроль качества внедрения и внедренных ERP-систем

Оглавление

Введение

Число проектов внедрения и непрерывного развития корпоративных информационных систем достаточно велико, и текущая геополитическая обстановка не является помехой. Наоборот, специальная операция в братской Украине требует более пристального и досконального прорабатывания вопроса импортозамещения программного обеспечения, в особенности классов ERP1-3. В этом нет ничего удивительного, ведь применение автоматизированных программных продуктов позволяет предприятиям обрабатывать большие массивы данных, формировать необходимую для принятия управленческих решений аналитику, а также заменять ручной труд над рутинными операциями на автоматизированную обработку.

Внедрения ERP-систем практически всегда рассматриваются как высокорискованные проекты. Основная причина здесь в больших временных и человеческих затратах: обычно проект имплементации длится около 1-го года, трудозатраты внедрения только на стороне подрядчика рассчитываются от 1000 человеко-дней. Грамотное и своевременное планирование и исполнение задач в подобных условиях является залогом успеха. Имплементация ERP-систем преимущественно ведется по каскадной однопроходной модели внедрения [1], где часто используются принципы Agile [2]. Руководство же проектом обычно базируется на PMBoK [3]. Однако и этого бывает недостаточно, так в литературных источниках описывают типовые причины провала проектов имплементации корпоративных систем [4].

Любопытна одна из указанных причин провала внедрения: отсутствие должной поддержки проекта со стороны руководства заказчика. Несмотря на кажущуюся противоречивость и банальность, это действительно так. Лишь мизерный процент ERP-проектов не запускается по прочим причинам, ведь когда руководство заинтересовано в результатах, любые сложности будут решены и для них будет найден обходной путь решения. В рамках данной статьи мы проведем оценку качества как самого процесса внедрения, так и уже внедренной ERP-системы, что поможет выявить наиболее важные моменты реализации проекта.

Для начала давайте разберемся, что же собой представляет контроль качества. Согласно [5] контроль качества – это деятельность, которая реализуется для гарантированного подтверждения того, что производимые товары, услуги или процессы соответствуют установленным требованиям (стандартам). Здесь важно заметить, что процедура контроля качества подразумевает не столько исправление ошибок несоответствия, сколько их выявление. Обычно оценка дается по трех бальной шкале вида светофор: критические замечания помечаются красным, наличие существенных замечаний – желтым, а несущественные комментарии – зеленым, причем рекомендации даются практически во всех случаях.

В контексте реализации любого проекта вне зависимости от предметной области, фактическим регламентом большинства является свод знаний PMBoK, в то время как для внедрения ERP-систем требованиями выступают большинство подготавливаемых в ходе проекта документов. Понимание регламентирующих документов в контексте ERP-проектов может быть сформировано, используя теорию корпоративных информационных систем (далее – КИС) [6], для чего необходимо выделить два основных состояния системы: процесс внедрения (до продуктивного запуска) и ее регулярной промышленной эксплуатации (после запуска). В первом случае срабатывают все три группы уровней, характеризующие задачи: управление проектом и изменениями, а также содержанием (процессы, данные, приложения и техническая инфраструктура). Обычно уровень содержания обеспечивает контентную часть проекта, уровень проекта необходим для доставки содержания в срок, а уровень изменений включает перечень мероприятий для того, чтобы содержание прижилось в регулярной работе компании. Во втором случае речь идет исключительно о содержании и изменениях, в виду того, что управление проектом внедрения уже успешно реализовано.

1. Контроль качества внедрения ERP-системы

В своде знаний PMBoK выделяет 10-ть параметров проекта для контроля их выполнения:

  • сроки,
  • содержание,
  • коммуникации,
  • риски и проблемы,
  • стейкхолдеры,
  • коммуникации,
  • контроль качества (как таковой),
  • внешние стороны,
  • интеграция,

последние 3-и из которых мы опускаем в виду нерелевантности процедуре контроля качества на стороне заказчика. Тогда контроль качества ERP-проекта внедрения будет заключаться в регулярном оценивание приведенных выше параметров с точки зрения их планирования, выполнения, мониторинга и корректировки в рамках классического PDCA-цикла.

Теперь обратимся к теории КИС, что позволит внести в процесс контроля качества специфику ERP-систем. Теория направлена в первую очередь на идентификацию и анализ рисков имплементации, а во вторую – на предложении способа его устранения или минимизации. Так, в рамках проекта должны быть определены активности и документы по устранению следующих групп рисков:

  • игнорирование объема проекта и его непрерывное изменение;
  • затягивание сроков согласования и выполнения критичных проектных задач и документов;
  • недоступность сотрудников заказчика;
  • завышенные ожидания конечных пользователей от ERP-системы,

а также сформулированы ключевые стратегии доставки содержания. Игнорирование мероприятий по устранению указанных рисков снижает вероятность успешного запуска проекта. Аналогично PMBoK процедура контроля качества внедрения КИС оценивается по трехбальной шкале. Усредненное допустимое значение оценки может устанавливаться по фазам проекта. Тогда цель всего мероприятия согласно PMBoK и теории КИС будет состоять в том, чтобы усредненная оценка по всем фазам опускалась не ниже допустимой. Очевидно, что в случае провального проекта внедрения, подразумевающего под собой откат к работе в «старой» системе, оценка должна быть крайне негативной.

Полный текст статьи: https://corpinfosys.ru/archive/2022/issue-19/201-2022-19-erpqa

Контроль качества внедрения и внедренных ERP-систем
Контроль качества внедрения и внедренных ERP-систем