Аркадий Гайдар прожил в Екатеринбурге 3 месяца, работая в газете журналистом. Советский писатель бежал из Перми от мести работника следствия.
Когда вдруг обнаруживаешь деревянный красавец-домик с резными наличниками на набережной Городского пруда в Екатеринбурге, недоумеваешь: каким волшебством он здесь очутился? Хотя надо было бы спросить другое - каким колдовством появились кругом него эти чудовища из стекла и бетона?
Махина Ельцин-центра будто держит в пасти этот чудо-домик, такой естественный и настоящий в противовес архитектурному созданию XXI века.
И если уж совсем честно, то, может быть, этот памятник архитектуры спасла некоторая причастность бывшего постояльца домика к тем людям, кто напрямую был связан с Ельциным и его чёрными делами. Это же внук Аркадия Гайдара вместе с компашкой Ельцина Бориса Николаевича устраивал экономике нашей страны "шоковую терапию".
И, хотя писатель Аркадий Гайдар никакого отношения к этому не имеет и иметь не может, - а вот наверняка благодаря своему потомку, так не любимому нами, спас старый деревянный дом от сноса. Скорее всего.
Сейчас на доме установлена памятная доска, что в нём некоторое время жил советский писатель Аркадий Гайдар.
Вот вы любите Гайдара? А я не знаю, как его можно не любить: во 2 классе, в мои 7-8 лет, это был мой любимый писатель. Книга "Тимур и его команда" была лучшим, что я читала на тот момент времени. Слог Гайдара, его искренность не могли не очаровывать. Недаром и наш уральский писатель Крапивин считал Гайдара лучшим детским писателем. Так что имя Гайдара отзывается в сердце многих из нас.
В Свердловск (название нашего города во времена СССР) Аркадий Гайдар приехал из Перми - там он написал фельетон в адрес коррумпированных (как сказали бы сейчас) судьи и следователя - Лифанова и Филатова. Те стали ему угрожать, вот начинающий писатель и сбежал из Перми в Свердловск.
В Свердловске он тут же устроился корреспондентом в газету "Уральский рабочий" и снова стал писать фельетоны. Кроме того, в "Уральском рабочем" публиковалась его повесть о революционных годах под названием "Лесные братья". Весной 1927 года в Свердловске открылась гидроэлектростанция - о ней Гайдар выпустил очерк "3 000 вольт". Кстати, это была не первая электростанция - но заменившая первую городскую электростанцию "Луч".
В доме по набережной Рабочей Молодёжи, 23 Гайдар поселился с "женой" - оперной певицей Азановой, которая была родом из Перми. Им дали комнату, которая выходила окнами во двор и сад. Об этом сохранилась запись в домовой книге, которую в 1961 году опубликовали в свердловском журнале "Уральский следопыт".
Хозяевами квартиры, в которой Гайдар снял комнату, была Анастасия Георгиевна Пестова. Потом её сын Григорий Пестов вспоминал:
"До сих пор у меня перед глазами образ высокого ростом, широкоплечего человека, одетого по-военному, всегда подтянутого, в длинной шинели, сапогах, часто с трубкой во рту. Его лицо, светлые голубые глаза сохраняли открытое детское выражение. Он был вежлив и скромен. Вспоминаю, что всегда он был занят и очень спешил».
Маленький Гриша Пестов носил чай Гайдару и немного с ним общался. Запомнил, что в комнате у них была очень простая обстановка. Да и в целом молодой писатель-журналист был довольно аскетичен. И очень принципиален - ничего не боялся, писал правду в фельетонах. Когда пропесоченные им пермские судья и следователь начали кампанию против него (даже в газете "Правда" вышла статья "Преступление Гайдара"), то свердловчане, поверившие в честность и неподкупность журналиста, выступили на его защиту.
Представляете - рабочие уральских заводов сказали: Верим Гайдару, они написал правду! Рабселькоровское совещание вынесло вердикт: революционный журналист Гайдар правильно высмеял нечестных судью и следователя! Редколлегия "Уральского рабочего" тоже выступила в защиту своего корреспондента...
Волна защитников позиции Гайдара была настолько массовой и значительной, что пермских коррупционеров судью Лифанова и следователя Филатова просто уволили с государственной службы. А всякое преследование молодого журналиста прекратили. Когда эта история благополучно завершилась, то Гайдар уехал в Архангельск. Так и завершился 3-месячный свердловский период писателя.
Интересно, что Аркадий Гайдар, уезжая в путешествие по стране, в Свердловске оставил в съёмной комнате связку рукописей и документы. Он полагал, что потом как-нибудь вернётся сюда и напишет книгу. Увы, не случилось. В 1941 году он погиб в бою с фашистами - ему было всего 37 лет.
...А дом, в котором Гайдар жил в Свердловске, стоит сберечь. Сегодня он требует реставрации. На никому не нужный Ельцин-центр у нас почему-то находятся деньги, хотя память о Ельцине и его "подвигах" очень хочется стереть. А вот на дом Гайдара, о котором хочется помнить и память сохранить в веках, у нас средств почему-то не находится. Крайне несправедливо(
Другие статьи о Екатеринбурге и Урале: