Как то раз один мэр обратил внимание, что чем больше пожарных участвуют в тушении пожара, тем сильнее оказываются разрушения. После чего последовало решение о сокращении штатов пожарной службы.
Это, конечно же, байка.
Попробуем по другому. В нашей компании работают исключительно замотивированные сотрудники. У всех без исключения горят глаза. И поэтому мы чертовски успешны. Логика стандартная. Лежит в основе многочисленных программ, придумываемых HR. А может наоборот – сотрудники замотивированы именно потому, что работают в классной компании?
Это когнитивная ошибка ложной причинно-следственной связи и она, в различных вариациях, пронизывает множество решений бизнеса.
У компании внедрен аджайл и они все такие динамичные и продуктивные? Давайте тоже мутить аджайл! Хотя, возможно, толчком к росту является не конкретный подход, а искренняя нацеленность высшего руководства на поиск идей по повышению эффективности бизнеса.
Люди любят обнаруживать зависимости между развивающимися параллельно явлениями. Только порой путают причинность.
А иногда и связь иллюзорна. Как во множестве статистических исследований. Так, доля браузера Internet Explorer в США снижается вместе с количеством убийств в стране. Индекс S&P500 растет, если на обложке журнала Sports Illustrated фото полуобнаженной американки (а не девушки другой национальности). Чем больше число букв в слове, заданном в Национальном конкурсе правописания США, тем больше смертей от укусов ядовитых пауков.
Во множестве различных видов данных всегда найдутся какие-нибудь случайные корреляции.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса
мой телеграм-канал с самыми актуальными постами: https://t.me/marketpsy
подкаст: https://nmolchanov.mave.digital/
Моя книга "Человек покупающий и продающий" - лучшая деловая книга 2022 года в России по версии PWC.
Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Wildberries, Litres, книжный магазин за углом и торренты