В книге Бряник ‘Введение в современную теорию познания‘ вводятся в рассмотрение несколько основных гносеологических моделей. В каждой из них по-разному трактуются природа познавательной деятельности, а также понятия знания и истины. Рассмотрим объективистско-реалистскую гносеологическую модель, которая на первый взгляд неплохо подходит к научному реализму.
Познание связывается с деятельностью человека по принципу реальности. В ходе познания мы получаем объективное представление о мире, таковом как он есть. Таким образом, знание есть лишь то, что правильно отражает реальность — свойства и предметные связи мира вещей. Именно в этом отличие истинного знания от мнений, убеждений, грез и фантазий.
Критерием истинности является соответствие между знаниями и природой вещей; другими словами, мы приходим к корреспондентной теории истины. Утверждение ‘Я держу чашку кофе в моей руке’ истинно, если это соответствует состоянию дел. Теперь для сравнения описание научного реализма из книги Фурсова:
‘Научный реализм утверждает, что научные теории могут оцениваться на истинность или ложность в смысле соответствия или несоответствия их теоретических утверждений объективному устройству мира, а теоретические термины, входящие в состав научных теорий, могут обозначать реально существующие объекты и характеристики внешнего мира, недоступные для непосредственного наблюдения. … В качестве основной предпосылки своих утверждений реализм, таким образом, имеет корреспондентную концепцию истины.’
Тем не менее, нельзя забывать, что корни объективистско-реалистской гносеологической модели исходно связаны с наивным реализмом. Это обстоятельство хорошо отражено в книге Бряник.
Далее: http://blog.rudnyi.ru/ru/2023/05/nauchnyi-realizm-ogm.html