Найти в Дзене
Ключ к детям

Самые сильные слова, которые мы можем сказать нашим детям

Оглавление

Является ли успех человека продуктом хороших генов? Или успеху можно научиться?

Фото девочек
Фото девочек

Подумайте об этих утверждениях и решите, согласны вы с ними или нет:

  • У вас есть определённый уровень интеллекта, и вы мало что можете сделать, чтобы его изменить;
  • Кем бы вы ни были, вы можете значительно изменить свой уровень интеллекта.

Фиксированное мышление

Если вы согласны с первым утверждением, у вас есть то, что психологи называют «фиксированным» мышлением. Вы верите, что когда дело доходит до того, чтобы быть умным, спортивным или даже нравственным, вам (и вашим детям) был дан определённый уровень интеллекта (или другого качества), и это всё, что нужно.

Люди с установкой на данность часто говорят что-то вроде: «Эта семья упустила момент, когда распространялись гены интеллекта». Или «Некоторые из нас просто не очень хорошо бегают (или плавают, или читают, или поют)».

Такие люди также говорят что-то вроде: «Это просто у него в крови, вот почему он так хорош в этом». И они часто считают, что «это должно быть в тебе и ты не можешь научиться этому».

Мышление роста

Если вы больше согласны со вторым утверждением, у вас есть то, что психологи называют «установкой на рост». Вы верите, что когда дело доходит до того, чтобы быть умным, спортивным или даже нравственным, вы (и ваши дети) можете развиваться, совершенствоваться и становиться намного лучше, просто практикуясь и стремясь к мастерству. Вы не беспокоитесь о том, хороши ли вы в чём-то или нет. Если вы хотите быть лучше, то вы тренируетесь. Вы знаете, что усилия вознаграждаются.

Люди с установкой на рост говорят что-то вроде: «Дети в этой семье всегда так усердно учатся. Неудивительно, что они хорошо справляются с тестами». Или: «Я знаю, что ты только что потерпел полное поражение в той игре, но как, по-твоему, ты сможешь сделать это лучше в следующий раз?»

Фото ребёнка
Фото ребёнка

Мышление роста учит, что если вы никогда не попробуете, вы никогда не станете лучше, так что попробуйте, будьте последовательны, и вы будете поражены тем, как многого вы можете достичь.

Обучение детей мышлению роста

Подумайте о том, чему эти два типа мышления учат наших детей. Когда мы скажем им, что у них либо получилось, либо нет, захотят ли они попробовать?

Мышление роста способствует гибкой реакции. После неудачи мы говорим: «Поначалу все терпят неудачу. Но она — это просто первая попытка обучения. Если ты продолжишь пытаться, я знаю, ты станешь лучше». Настойчивость окупается. Следите за тем, что вы говорите

Похвала способствует фиксированному мышлению

В нашем обществе стало интуитивно понятно, что мы «накачиваем шины наших детей». Нас учили, что вы игнорируете плохое и хвалите за хорошее. Есть плакаты, провозглашающие 100 способов воздать должное, но они посылают неверный сигнал! Когда мы хвалим наших детей, мы на самом деле даём им ощущение, что качество, за которое мы их хвалим, «зафиксировано». Мы подталкиваем их к фиксированному мышлению, когда говорим им, насколько они умны, спортивны, музыкальны, артистичны, удивительны или креативны.

Если ребёнок успешно проходит тест, а мы постоянно говорим: «Молодец, ты такой умный», мы учим его тому, что производительность важнее процесса. Мы зацикливаем его на том, насколько она умён. Он нервничает из-за того, как пройдёт тест в следующий раз. И если он столкнётся с последующей неудачей (что почти неизбежно), он задастся вопросом: «Действительно ли я умён?» Тогда он сделает вывод, что он не такой уж и умный, иначе справился бы лучше с задачей.

Вместо того, чтобы говорить нашим детям, насколько они хороши (и подталкивать их к фиксированному мышлению, которое способствует неуверенности, возможности отрицательной самооценки и акценту на результатах), мы должны описывать то, что видим. Мы можем указать на процесс, который мы наблюдали за ними. Это способствует сосредоточению внимания на совершенствовании и мастерстве — установке на рост.

Фото детей
Фото детей

Вот три примера.

Вместо: «Ты так хорошо сыграл эту песню на гитаре — это было круто» (фиксированное мышление), мы можем сказать: «В последний раз, когда я слышал тебя, ты даже не мог подобрать мелодию. Теперь я точно знаю, что да. Как ты это сделал?» (который фокусируется на усилиях и мышлении роста).

Вместо: «Ты блестяще сдал этот экзамен. Ты такой умный» (фиксированное мышление), мы можем сказать: «Расскажи, как ты добился такого результата. Я видел, как ты много учился и работал очень, очень усердно» (который фокусируется на усилиях и мышлении роста).

Вместо: «Не волнуйся. Я просто не думаю, что это твой вид спорта» (фиксированное мышление), мы можем сказать: «Печально осознавать то, что ты не так хорош в чём-то, как твои друзья. Что ты можешь сделать, чтобы стать лучше?» (который фокусируется на усилиях и мышлении роста).

Будьте примером

Возможно, лучшее, что мы можем сделать помимо того, чтобы следить за своими словами, избегать похвалы и подчёркивать усилия, — это быть примером. Примите решение сделать что-то новое — то, что требует усилий — к концу года самостоятельно. Возможно, вы сможете разучить песню на музыкальном инструменте, пробежать 10 км (или 5 км) или записаться на уроки рисования или кулинарии.

Сосредоточьтесь на процессе и на мастерстве. Самое главное вот что: вы можете сделать почти всё, если постараетесь. Вот что такое установка на рост. И это единственная простая вещь, которой родители могут научить своих детей, которая может изменить траекторию успеха всей их жизни.

Какие фразы, которые вы говорите, помогают научить ваших детей мышлению роста?