С начала года эксперты рассуждают о том, насколько критично вырастут цены на дизель в 2023. Есть о чем подумать, ведь в 2022 стоимость дизеля в среднем выросла на 8,2% — с 53,94 до 58,37 рубля за литр.
Начало 2023 года
Страны ЕС ввели эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов морским путем, и упали прибыли нефтедобывающих компаний. А ещё в РФ с 1 января 2023 года повысили налог на добычу полезных ископаемых в нефтяной отрасли.
Некоторые сомневались, что у правительства получится удерживать стоимость нефтепродуктов как в 2022 году — на уровне, не превышающем инфляцию. Для этого у правительства РФ существует специальный инструмент — демпфер, который должен сдерживать колебания мировых цен.
Как он работает?
При поставке топлива на внутренний рынок добывающие компании получают компенсацию от государства — недополученные доходы. Это происходит, если экспортные цены на топливо ниже рыночных. И наоборот, если стоимость сырья на внутреннем рынке выше, то поставщики отчисляют прибыль в федеральный бюджет.
А он работает?
Несмотря на все сдерживающие инструменты, в конце февраля 2023 года биржевая цена топлива выросла за неделю почти на 10%. Из-за этого изменились цены на бензин. Биржевая цена бензина марки АИ-92 в европейской части России выросла за неделю (с 13 по 17 февраля) на 9,8 %, марки АИ-95 — на 8 %. Бензин АИ-92 подорожал до 38 362 рублей за тонну, АИ-95 — до 41 731 рублей за тонну.
Тенденция продолжилась и в марте.
На топливной бирже были зафиксированы очередные рекорды. Так, стоимость бензина марки АИ-95 в европейской части России по итогам торгов выросла на 2,55 % и превысила 50 000 рублей за тонну впервые с сентября 2022 года. Цена на топливо составила 50 859 рублей за тонну.
А что с дизелем?
Если в феврале цена межсезонного дизеля выросла почти на 4%, до 44 574 рублей за тонну, зимнего дизеля — на 1,6%, до 45 027 рублей за тонну. А летнего —подешевела на 0,2%, до 44 480 рублей за тонну. То ближе к весне ситуация изменилась. Уже в конце февраля цены на летнее дизтопливо поднялись на 4,2% до 46 478 рублей за тонну.
В чем причины?
В середине марта министр энергетики Николай Шульгинов пояснил, что такие скачки вызваны реакцией на нефтяное эмбарго в отношении России.
Другие эксперты видели в таких колебаниях традиционный сезонный фактор.
Минэнерго заявило также, что инвестиции в нефтепереработки в размере 1 триллиона рублей позволят производить больше нефтепродуктов и помогут снизить розничные цены на топливо.
Однако реалистичнее всего выглядит версия, что рост цен пошел из-за комбинации факторов.
На повышение цен повлияли рекордные продажи нефтепродуктов на топливной бирже в конце января на фоне страха из-за приближающегося эмбарго.
Абсолютным лидером продаж было дизельное топливо. Все топливо быстро распродали. Логично, что когда возникла потребность в закупках — дизель оказался в дефиците. А цены поползли вверх.
Чего ждать летом?
Уже в конце марта прошло совещание в Совете Федерации, которое касалось того, как не допустить необоснованного роста цен на топливо во время весенне-полевых работ.
Очевидно, что демпферный механизм нужно было усилить дополнительными мерами.
В ходе совещания решили, что штабы ФАС России и Министерства энергетики РФ усилят работу по мониторингу цен на бензин и дизтопливо в регионах. Также ведомства проработают вопрос об увеличении нормативов продажи на бирже дизельного топлива.
Кроме того, правительство РФ приняло постановление, которым с 1 апреля 2023 года предусмотрена субсидия на перевозку нефтепродуктов по железным дорогам.
Теперь перечень регионов на перевозку нефтепродуктов по субсидируемому тарифу расширен — в него вошли Красноярский край и Иркутская область.
Апрельские налоги.
Несмотря на механизмы поддержки, некоторые аналитики прогнозируют повышение цен на топливо. Связывают они это с изменением системы налогообложения нефтяников, которое вступило в силу с 1 апреля 2023 года.
В рамках нововведений демпфер изменится, а выплаты нефтяным компаниям будут снижены.
Именно эти изменения могут вызвать повышение стоимости топлива в розничной продаже.
Кроме того, летом можно ожидать и традиционного закрытия НПЗ на ремонт, что опять таки повлияет на рост цен.
Правда, другие эксперты утверждают, что даже в этом случае рост цен на бензин и дизель не превысит годовой инфляции. «Поэтому, скорее всего, в течение года цены на бензин и дизель вырастут в среднем на 2,5—3,5 рубля за литр», — говорит аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Сбудутся ли умеренно позитивные прогнозы правительства и экспертов — скоро узнаем. Летняя декада сельскохозяйственных работ, когда традиционно повышается цена на дизель, уже наступила в некоторых регионах РФ.