Глава 1. Фестиваль приближается.
На тёмной стороне Луны царила суматоха. Все волшебные существа готовились к Фестивалю магии. Через несколько дней в столице соберутся вместе магические создания и будут соревноваться в умении использовать магию, показывать чудесные превращения и волшебные изобретения. Каждый раз это был яркий праздник веселья и радости.
На время Фестиваля все ссоры и распри забывались. Это был главный праздник на тёмной стороне Луны. А для нарушителя существовало одно наказание - его погружали в магический сон на длительное время. После пробуждения память этого существа была совершенно чистой. Лучшие учителя и воспитатели занимались с ним, чтобы обучить его быть добрым, честным и справедливым.
Каждый Фестиваль проводился в новом месте. Иногда это была деревенька на окраине, иногда поляна в лесу. Ближайший праздник выбрал для себя столицу Магического содружества. Да-да, Фестиваль сам определял наилучшее место для его проведения. Многие волшебные ученые исследовали вопрос о том, как происходит этот выбор. Но до сих пор никому не удавалось найти правильный ответ.
Как только стало известно, где в этот раз будет проходить Фестиваль, в столицу стали стекаться все, желающие принять участие в показательных выступлениях. Феи и гномы, эльфы и оборотни, драконы, друиды и элементы стихий- все расселялись в отведенных для них районах, обустраивали себе жилища, помогали друг другу, чтобы всем было комфортно. Единственное, что они делали по-отдельности, - готовили свои номера и представления, потому что каждый хотел поразить зрителей.
Зато во время Фестиваля каждый номер встречали овациями, восторженными криками, а после зрители не один день обсуждали всё, что видели, и пытались повторить самые интересные моменты.
Наградой каждому участнику служили всеобщие рукоплескания и особые призы, которые Фестиваль сам создавал, связывая их с тем местом, где он проводился. Поэтому ни разу в истории Фестиваля призы не повторялись. И глядя на них, легко можно было понять, когда приз был получен.
Глава 2. Не такой, как все.
На одной из улиц столицы, где шум подготовки к празднику был почти не слышен, располагалась Гильдия гномов. Представители Гильдии работали с металлами: ковали для города ограды мостов, заборы, отливали статуи для площадей и фонтанов, изготавливали посуду и приборы. Многие века гномы слыли лучшими металлургами в столице и окрестностях. И каждый творил только из металла.
Однако, как это бывает, родился в Гильдии гном, который не любил металл. Он с самого детства таскал в карманах камни, шептался с ними, резал из них фигурки людей и животных, цветы и листья. Другие гномы смеялись над этим увлечением, пытались переучить своего товарища, даже ругали его. Но любой металл в руках Стэна, так звали гнома, каменел, терял пластичность, менял цвет. А вот камни он мог превратить в настоящее произведение искусства. Очень быстро дом, где жила семья Стэна, покрылся каменным кружевом, настолько тонким, что оно колыхалось от ветра.
Гильдия гномов-горняков, что работали только с камнем, много раз звали Стэна переехать к ним. Но гном отказывался, отвечая известной всем мудростью: "Где родился, там и пригодился!" Стэн глубоко любил свою семью и считал, что недаром он появился на свет именно здесь.
Глава 3. Друзья.
У Стэна был друг Кирк. Они росли вместе, учились в одной группе, вдвоём делали первые шаги в работе с металлом. И если Стэну стихия семьи не давалась, то Кирк, напротив, творил из руды удивительные вещи. Он мог создать водопад из любого металла, да так, что каждая струя колыхалась отдельно от других, а вместе они представляли восхитительно тонкий и цельный рисунок. Металлические цветы Кирка только что не пахли и были так красивы, что бабочки нередко порхали над ними в поисках нектара.
Вместе друзья закончили обучение, вместе устроились работать в кузню гильдии. Стэна сперва не хотели брать туда: ну зачем в кузне гном-каменщик? Но Кирк как-то раз, ещё во время обучения, увидел, что металл может менять природный цвет, если в него при ковке добавить каменную пыль. И он сказал управляющему кузней, что у них с другом есть особый рецепт обработки металла, который не знает никто, и что без этого друга он, Кирк, не останется работать здесь и уйдёт в другое место. Управляющий подумал, повертел в руках цветные куски металла - и взял обоих друзей. Очень скоро стало понятно, что рецепт Стэна и Кирка приносит прибыль: сначала жители окрестных домов, а потом и другие горожане прознали о красивых изделиях, изготавливаемых друзьями, и на них посыпались заказы.
Кирк намеревался принять участие в приближающемся Фестивале. Он рассчитывал достойно выступить и привлечь внимание правителей, чтобы потом, после праздника, заработав на новых заказах, открыть собственную кузню. Стэн, напротив, совершенно не готовился. Он помогал другу, восхищался его мастерством, прочил успех и радовался его планам.
Глава 4. Началось!
Одним прекрасным утром город проснулся от всеобщего ощущения необычности. Пришел Фестиваль! Начались гуляния. Все работы прекратились. Только торговцы да держатели гостиниц и постоялых дворов сбивались с ног, чтобы все гости были довольны. Даже смотрители порядка получили внеплановый отдых - Фестиваль не допускал краж и мошенничества. Любой, кто осмеливался нарушить закон, оказывался заперт в собственном доме без возможности выйти из него до окончания празднований. Хотя гости свободно могли навещать узника, приносить ему еду и делиться новостями.
На второй день начались состязания. Первыми всегда показывали своё мастерство молодые маги, которые только недавно закончили обучение. Несмотря на молодость, начинающие волшебники создавали творения, которые бывали удивительно полезными. Довольно часто, благодаря их делам, совершенствовались древние изделия и процессы. Кирк был в числе этих начинающих.
Его задумка делала стальные изделия гибкими, это позволяло устанавливать их в любом месте, не нарушая природных очертаний или уже имеющихся строений. Когда Кирк продемонстрировал своё изобретение, овации оглушили его: многие не хотели лишаться любимых деревьев в саду из-за установки новой изгороди и разбирать стены, чтобы обновить печь.
Затем пришла очередь опытных волшебников. Их творения вызывали всеобщий восторг. Зрители требовали повторения демонстрации особенно зрелищных моментов, старались запомнить основные рисунки магии.
Глава 5. Награды для всех.
Целую неделю длился Фестиваль. За это время в столице каждый камень, каждый листик напитались таким количеством магии, что потом ещё долго источали её.
Настал день вручения наград. Их обычно было много: и начинающему магу, и за самое впечатляющее изобретение, и за самое полезное, и за самое красивое - чуть ли не полсотни, так что практически каждый был отмечен Фестивалем.
Все: и участники, и зрители - гадали, как же будут выглядеть призы в этот раз. Только Стэн не принимал участия в спорах и разговорах и загадочно улыбался. У него была своя тайна. И он обещал Фестивалю не раскрывать её.
На главной площади столицы царило столпотворение - жители города и гости пришли чествовать участников Фестиваля. И вот над помостом замерцала магическая вуаль - первый приз готов был отправиться в руки своему обладателю. Гомон толпы стих, ожидая, к кому отправиться первая награда. Миниатюрный водопад, возникающий из ниоткуда и переливающийся радужными брызгами, подплыл по воздуху к молоденькой эльфийке. Площадь огласилась приветственными криками. Затем был приз для юного дракона.
Призы плыли чередой. Те, кто получал их, были счастливы, купались в восторге толпы, принимали поздравления. Но были и те, кто всё больше хмурился. Кирк уже не рукоплескал, когда новая награда переходила в руки счастливцев. Брови его были упрямо сдвинуты.
- Я придумал такую полезную вещь! Неужели моё изобретение останется незамеченным?!
- Полно, дружище! - хлопнул его по плечу Стэн. - Впереди ещё много даров. Фестиваль щедр в этот раз!
- Уже все дары молодым мастерам закончились. Посмотри, приз получил старик-маг из Королевской сокровищницы. Я напрасно потерял кучу времени, готовя своё изобретение!
Тем временем дары продолжали находить своих хозяев. Каждый из них отражал природу победителя и показывал, за что именно был вручен. Судя по количеству участников с наградами в руках, праздник завершался. Кирк мрачнел с каждым призом, ушедшим в руки других.
Вдруг из магической вуали показалась гибкая полоска, которая, плавно извиваясь, подплыла с Кирку и замерла перед ним. Народ вокруг закричал поздравления, захлопал. Гном на мгновение замешкался, а потом схватил свой приз.
- Ну! Что я говорил! - Стэн хлопнул товарища по спине. - Фестиваль отметил тебя!
Кирк покрутил в руках приз. "За самое полезное изобретение!" гласила надпись на призе. Он представлял из себя цветную ленту, которая была то твёрдой, как камень, то гибкой, как тонкая проволока.
- Самое полезное изобретение! - вслух прочитал Стэн. - Ну, дружище! Поздравляю! Твои старания замечены!
Гномы-горняки подхватили Кирка, стали качать, славить его работу.
Глава 6. Главный приз
Фестиваль тем временем выпустил из магической вуали ещё один приз. Те, кто увидел его, не смогли сдержать смеха. Кусок необработанной руды, и тот выглядел более красивым.
- Вот кому-то приз достался! - раздались голоса. - И за какие такие заслуги вручают такую ерунду?!
Приз облетел всю площадь, словно вглядываясь в присутствующих. А потом подплыл к Стэну и завис перед ним. Народ притих. А потом в полной тишине прозвучал голос.
- Вот так дела! Фестиваль, кажется, решил наградить самого бесполезного участника!
Кирк захохотал. Площадь дружно поддержала его.
А приз лёг в руку Стэну. И преобразился. Из неказистой фигуры разлился свет и в его потоках все увидели сказочно красивую фигуру. В ней сочеталась мощь драконов, изящность фей, красота эльфов, уверенность гномов - лучшие черты всех народностей, прибывших на Фестиваль. А на табличке в основании витиеватыми буквами вилась надпись: "Главный приз. Самому верному. Себе и друзьям". Окружающие радостно хлопали Стэна по плечам, поздравляли его.
- Главный приз?! - изумление в голосе Кирка сменилось яростью. - За что тебе главный приз?! Ты же не сделал ничего путного! Всю жизнь не такой, как все!
Толпа зашумела, заволновалась - никто прежде не осмеливался оспаривать решение Фестиваля.
Глава 7. Наказание.
Постамент, из которого появлялись призы, окутался мерцающим маревом. Из него во все стороны потянулись тонкие нити. Несколько из них обвили приз Кирка и потянули его из рук гнома.
- Что это такое? - он едва не выпустил подарок. - Мой приз! Я столько времени работал, чтобы получить его!
Однако нити тянули всё сильнее. И вот ноги Кирка оторвались от земли.
- Эй! Что происходит?! Отпусти меня! - вопил гном. - Это мой приз!
- Держись, дружище! - крикнул Стэн. Он пробрался сквозь толпу к товарищу и ухватил его за руку.
- Отстань! Чего вцепился?! - вопил Кирк. - Я сам справлюсь!
Марево вокруг постамента сгустилось, превратилось в сферу и стало подниматься в небеса. А Кирк - за ним.
- Помогите! - заорал гном, понимая, что не может преодолеть силу нитей, опутавших его. Он уже даже пытался отпустить свой приз - это не помогло.
- Я здесь! - крепкая рука ухватила его за лодыжку. Кирк глянул вниз - за ногу его держал Стэн. Он как будто спорил с кем-то.
- Он мой друг! Я не брошу его!
Толпа на площади в немом изумлении наблюдала, как молочно-белая сфера поднимает всё выше двух гномов. Никто не говорил ни слова. Вспышка - и сфера пропала. А вместе с ней и те, кого она унесла.
Глава 8. И всё-таки они вместе!
Спустя несколько минут ожидания - а вдруг Стэн и Кирк упадут из проплывавшего облака - народ начал шевелиться, послышались голоса:
- Вот так дела...
- И где их теперь искать?
- И чего этот Кирк так взбесился?
- Фестиваль не терпит споров...
- Так ему и надо...
Гости спешно засобирались по домам, жители города разбирали украшения на улицах. И везде шептались - каждый, получивший награду Фестиваля, был рад за себя и счастлив за остальных. А тут - небывалый случай: мало того, что участник высказал нетерпение при получении приза, так ещё и остался недоволен тем, кому Фестиваль присудил главную награду.
Этот случай ещё долго обсуждали в городе и по всему королевству. Обсуждали, рассуждали, осуждали и негодовали. Но главным вопросом оставался один: где же гномы? Куда их забросила та сфера?
Прошёл год. Фестиваль определил новое место праздника. На этот раз это оказалась пустошь, удаленная от всех населённых пунктах темной стороны Луны. Но, несмотря на явно неудобное место, зрителей на этот Фестиваль прибыло огромное количество - гораздо больше, чем участников. Оно и понятно - всем интересно было узнать хоть что-нибудь о судьбе двух друзей.
В этот раз Фестиваль устроил кое-что новенькое: в центре, где обычно вставал постамент для участников, высилась арка. Она была каменная, но без единого стыка, словно породу сперва расплавили, придали ей форму, украсили, а потом вернули изначальное состояние.
И снова пошли разговоры. Все помнили, за что получил свой приз Кирк, и какая особенность была у Стэна.
Вот и первый день Фестиваля. С раннего утра зрители стекались к арке. Участники готовились показывать свои умения и чудеса. Как только нижний край солнца оторвался от горизонта, в арке заколыхалось густое марево. Из него вышли двое. Крепкого сложения, бородатые, невысокие, они шли рядом и мирно беседовали.
- Кирк! Стэн! Это они!
Толпа разразилась приветственными криками. Друзья-гномы удивленно смотрели по сторонам.
- Ба! Ты посмотри, дружище, куда мы попали! - воскликнул Кирк.
- Никак новый Фестиваль?! - ответил ему Стэн. - Это мы удачно завернули!
Друзья обернулись и стали рассматривать арку, из которой вышли.
- Ты отлично потрудился, Кирк! - хлопнул друга по плечу Стэн. - Такой большой кусок камня мало кому под силу согнуть.
- А узор?! Я никогда не видел, чтобы камень покрывали такими тонкими рисунками! - воскликнул Кирк, пихая товарища локтем в бок.
- Мы молодцы! - хором заключили гномы и, глядя на ошарашенные лица зрителей, разразились хохотом.
Конечно же, ни о каких выступлениях речи и быть не могло. Все гости Фестиваля хотели узнать, где пропадали весь год друзья, чем занимались и как им удалось вернуться.
Товарищи не стали долго томить народ. В ближайшей палатке-таверне быстро накрыли столы, и все любопытствующие заполнили помещение.
- Хотите знать, где мы были? - спросили гномы. - Дело было так...
Глава 9. Дружба творит чудеса.
- Когда меня понесло за сферой, я, понятно, перепугался, - начал Кирк. - Я понял, что разозлил Фестиваль своей завистью. Куда он меня засунет, я и представить боялся. А тут ещё этот - он ткнул в Стэна, - ухватился за меня. Тяжелый, чуть ногу мне не открутил. Ох, как же гнев меня тогда поглотил! Я и брыкался, и кричал, и ругал его - а ему всё нипочём. Держится и всё тут.
- А как я друга брошу?! - рассмеялся Стэн. - Я же понимаю, что один он пропадёт. Держусь изо всех сил, а сам думаю, как же мы дальше-то будем, куда нас забросит.
- Ага. И забросило нас на какой-то астероид, что вокруг Луны проплывал. Я уж в самом конце стряхнул с себя этого прилипалу, - рассмеялся Кирк. - Оказался я в каменном мешке. Стены высоченные, ни еды, ни воды, только солнце в небе виднеется. Ух, как я орал, стены долбил - сорвал голос, кулаки разбил. А толку никакого. И стал я думать, что за наказание такое мне Фестиваль устроил да как из него выпутаться.
- А пока он думал, я тоже шлёпнулся куда-то, - перехватил рассказ Стэн. - Гляжу, обломки какого-то здания, словно ребенок игрушку кинул и забыл. И резьба на стенах такая тонкая, какой я никогда не видывал. Подошёл я к стенке, стал смотреть, а там - каждый Фестиваль, с самых первых, изображен. И стало мне интересно, что может быть общего у всех Фестивалей.
- И пока он смотрел да выяснял, я стены пытался разбить, - хохочет Кирк. - А толку от этого - ноль. Я уж умаялся, без сил свалился. Сморил меня сон. И вижу я во сне его вот, - гном снова ткнул друга в бок. - И так мне вдруг легко стало, приятно, что я не один оказался в ловушке у Фестиваля.
- А я смотрел-смотрел рисунки - вижу одни и те же кусочки повторяются каждый Фестиваль. Руки, вместе сцепленные, поддерживающие и ободряющие. И вспомнил я этого упрямца, как он отбрыкивался от меня - смешно мне стало.
- Смешно ему! - хохочет Кирк. - Я, как понял, что без Стэна мне не выбраться, стал его звать. А голос мой не звучит, сорвал я его. Да и стены у мешка того будто поглощают все звуки. Что делать? И вспомнил я, что умею. И начал гнуть камень. А камень — это не железо, скажу я вам! Ох, и помучился я... Только думы о друге моём и придавали мне сил. А как друга вспомнил, сразу и вода появилась, и еда. Мало-помалу стал камень мяться в моих руках, растекаться.
- А я как раз читаю про наш Фестиваль, вношу уточнения, - подхватил Стэн. - И тут посреди церемонии награждения расплывается камень, и из него выглядывает эта вот физиономия. Чумазая, свирепая - и довольная!
Таверна затряслась от хохота. Слушатели живо представили себе эту картину.
- Пришлось заново описывать наш Фестиваль. Благо, резать по камню я могу, - Стэн улыбнулся.
- Ну а потом мы решили отблагодарить Фестиваль за урок. Сделали вместо постамента арку. И на ней изобразили главный дар Фестиваля всем. Будет теперь новый источник призов.
- А какой главный дар-то? - спросил кто-то из толпы.
-Неужто не поняли? - удивились гномы. - Главное, чему учит нас Фестиваль, - дружба. Ведь только настоящие друзья будут радоваться твоему успеху и поддержат тебя в сложной ситуации.
С площади послышался гул. Все высыпали из таверны. И увидели, что арку охватило свечение. И из него возникают какие-то фигуры. Когда свет погас, на площади осталась огромная скульптура. Там были двое, совершенно непохожие друг на друга, но идущие рука об руку и улыбающиеся друг другу.
Фестиваль продолжился. И отныне все знали, что главный приз получает не кто-то один, все, кто прибыл на праздник магии и волшебства. Все являются творцами главного чуда Фестиваля - дружбы.
Другие сказки
Про Мусю и Джаза
Девочка по имени Любовь
НачалЖизнь под водой