Вот посмотрите, дорогие друзья, на эту картину русского художника-передвижника Николая Богданова-Бельского "Новые хозяева".
Посмотрите на этот почти синхронный жест пятерых участников чаепития. Четверо вольно или невольно повторяют жест пятого, седого купца с окладистой бородой. Он не стар, думаю, около пятидесяти.
Вы слышите тишину за столом?
Только бульканье чая, который переливается из заварочного чайничка в чашку. А кто это молодая женщина? По возрасту она могла бы быть дочерью хозяина, но — нет, полагаю, что это его жена. Это видно по её уверенности, по тому, как она себя держит, даже по платку, подвязанному особым образом. Это — молодая купчиха. Она выглядит уверенной, но при этом, конечно, знает своё место (и за столом и в жизни семьи).
И мы же понимаем, что остальные участники чаепития — дети купца, но только один ребёнок — от его молодой жены. Вот эта девочка, по левую руку от купца. Его любимица, конечно.
Я думаю, что мужчина этот — бывший вдовец. Возможно, жена умерла родами и он до сих пор недолюбливает того, из-за кого это произошло. Посмотрите, самый покорный, низко склонившийся над блюдцем, прихлёбывающий из него — это младший сын купца. Он единственный из всех бос. Почти дворовый мальчишка.
А по левую руку от купца за девочкой сидят старшие дети, похоже, погодки.
По правую руку от мачехи — девочки, сёстры.
И — полное молчание. Только, кажется, муха бьётся о дальнее стекло. Тихо-тихо втягивают в себя чайный ручеёк члены этой семьи.
Та девочка, что ближе к самому младшему мальчику, наверное, сочувствует ему чуть больше, чем остальные братья и сёстры.
Вы понимаете, не повторять движение за купцом — это уже форма протеста. Слабого, но всё же — протеста. Только три человека за столом не застыли с поднятой кверху растопыренной ладонью с блюдцем.
Мальчик склонился над столом. Мне кажется, в этой позе есть желание стать незаметным, поскорее сбежать отсюда. А его сестра уже выпила весь чай. Видите, её стакан пустой. Она ждёт разрешения выйти из-за стола.
Но обратите внимание, что из чашек пьют всего трое. Двое младших членов семьи, и жена купца. А что это значит? Мне кажется, что мачеха сочувствует мальчишке, по крайней мере, обращается с ним хорошо. Конечно, она решает, как накрыть на стол, и кому какой столовый прибор поставить. Фарфоровые чашечки — себе и двух младшим детям. Это её выбор, не купца, который, уж конечно, не интересуется такими вещами.
Конечно, можно внимательно посмотреть по сторонам. На стене — хомут и упряжь, а рядом — фамильный портрет какого-то предка прежних хозяев. Мне кажется, долгонько он ещё провисит здесь. Возможно, это портрет отца бывшего владельца особняка, который некогда раздавал подзатыльнику купеческому отцу. Вот и сквитались.
За окном май. Там солнечно и хорошо.
А здесь тихое сопение и явственно ощущаемое напряжение.
Как вы думаете, кто скорее, станет преемником купеческого дела, кто из двух старших сыновей?
Мне кажется, что тот, кто в сиреневой рубахе. Глядите, у него в стакане чая осталось даже больше, чем у отца. А у старшего, темноволосого — меньше. Пустячок? Вполне невинный, а между тем, и в этом тоже бессознательное желание угодить, подстроиться под хозяина дома. Черноволосый смотрит в пустоту, как отец, а светловолосый опустил взгляд в блюдце, похлопывает белёсыми ресничками. Этот умеет держать эмоции под контролем. А рука-то его кажется тяжеловатой. Скорее всего, именно он и станет продолжателем отцовского дела.
Но о чём же думает купец? Думаю, не своих делах, успешных оборотах и даже не о детях. Он крепко зацепился за какую-то мысль, что-то не даёт ему покоя. Он мрачен. Вглядывается напряжённо в никуда. Может быть, в прошлое? В память о своей первой жене? И вот почти напротив него этот мальчик, который, видимо, напоминает ему ту, первую любовь. И он страдает.
Вы согласны с моими наблюдениями? Буду благодарен за отклики и ваши соображения
Навигатор по каналу!