Найти тему

ОТСТАВНЫЕ НА ВТОРИЧНОЙ СЛУЖБЕ В ВОСТОЧНУЮ ВОЙНУ. Часть 2-я

Часть 2-я. А ПОТОМУ В ПОСОБИИ ЕЙ НУЖДЫ НЕ ПРЕДВИДИТСЯ

Согласно п. 8 льгот и преимуществ, объявленных в царском указе от
15-го марта 1854 года о поступлении на вторичную службу отставных нижних чинов, женам и детям отводились обывательские квартиры или выдавались «квартирные деньги, смотря по тому, где и как положено отбывать постойную повинность».
Иными словами, если жены желали поехать на службу вслед за мужьями в резервные и запасные части, то им полагалась субсидия или нанималось жильё.
В связи с этим Министр Внутренних Дел генерал-адъютант Бибиков разослал Начальникам губерний циркуляр за № 53 от 26-го марта 1854 года, к которому прилагалась «Записка о квартирном расположении резервных и запасных войск» - чтобы нижние чины могли выбрать себе подходящее место службы .
Квартирное расположение этих войск было следующим:
А. Гвардии:
Запасные Гвардейские батальоны - в С.-Петербурге
Запасные Гвардейские эскадроны - в С.-Петербурге
Резервные и запасные пешие батареи - ныне в г. Коломне, Московской губернии, а потом в С.-Петербурге
Запасная Гвардейская конная батарея - в С.-Петербурге
Запасная Гвардейская Сапёрная рота - в С.-Петербурге
Б. Гренадерского Корпуса:
Резервные и Запасные батальоны 1 Гренадерской дивизии - в Выборге
Резервные и Запасные батальоны 2 и 3 Гренадерских дивизий - в С.-Петербурге
Резервные и Запасные эскадроны 7-й Лёгкой Кавалерийской дивизии – в г. Павловске, близ С.-Петербурга
Резервные и Запасные батальоны Гренадерской Артиллерийской дивизии - в С.-Петербурге
Резервная конная батарея 7-й Конно-Артиллерийской бригады - в Царском Селе
В. Армии:
Резервные дивизии:

1-го Пехотного Корпуса - в Кронштадте и Ревеле
2-го » » - в Бобруйске, Брест-Литовске и Новогеоргиевске
3-го » » - в Киеве, Житомире и Замостье
4-го » » - в Дубоссарах, Одессе и Каменец-Подольске
5-го » » - в Севастополе, Николаеве и Измаиле
6-го » » - в Москве
Запасные дивизии:
1-го Пехотного Корпуса - в Нарве
2-го » » - в Москве
3-го » » - в Киеве
4-го » » - в Орле
5-го » » - в Харькове
6-го » » - в Москве
Резервные и Запасные эскадроны:
1-й Лёгкой Кавалерийской Дивизии - в Умани, Киевской губернии
2-й » » - в Умани, Киевской губернии
3-й » » - в Новомиргороде
4-й » » - в Новомиргороде
5-й » » - в Новомиргороде
6-й » » - в слободе Ново-Екатеринославль
1-го Резервного Кавалерийского Корпуса - в Елисаветграде
2-го » » - в Чугуеве
Резервные и Запасные батареи:
1-й Артиллерийской Дивизии - в Риге
2-й » » - в Дорогобуже
3-й » » - в Тараще
6-й » » - в Лубнах
Резервные батареи:
4-й Артиллерийской Дивизии - в окрестностях Тирасполя
5-й » » - в окрестностях Одессы
Резервные конные батареи:
1-й, 2-й и 6-й Конно-Артиллерийских бригад - в Старобельске
3-й, 4-й и 5-й » » - в селении Кривом Роге, во 2 четвёртых Округах Новороссийского Военного Поселения.
В связи с этим, на предписание Рязанского Губернатора от 14-го мая за № 4545 оказывать семьям нижних чинов, поступивших вновь на службу, необходимую помощь в виде пособий и выделения при необходимости квартир, местные власти отрапортовали об успехах выполнения данного поручения.
Тем не менее, далеко не все считали себя обязанными что-либо предпринимать по отношению к семействам нижних чинов. Особенно, частные лица.
21-го мая Раненбургский Городской Голова доложил Губернатору, что готов выполнить Высочайшую волю и жене поступившего на вторичную службу унтер-офицера Фёдора Буравцева Марье Ивановой, «будет оказано усердное и приличенное вспоможение» .
31-го августа Исправник Раненбургского Земского Суда сообщил, что официальным сельским властям в помещичьих имениях сообщено повеление и там обязались помогать:
«… что жене поступившего на вторичную службу отставного унтер-офицера Елисея Иванова, проживавшего в деревне Ильинских выселок, Настасье Фёдоровой, с двумя детьми Иоакинфием и Устином, Вотчинный Бурмистр села Троицкого княгини Лобановой-Ростовской подпиской, данной г. Земскому Исправнику, обязался, во всё время нахождения ея мужа на вторичной службе, оказывать должное призрение; об производстве же, на основании Высочайшего повеления, изложенного в предписании Вашего Превосходительства от 17-го марта сего года за № 2538, детям означенной Фёдоровой от казны провианта; от лица его же, г. Исправника сообщено г. Начальнику Раненбургской Инвалидной Команды 22-го июня за № 273…» .

-2

24-го мая Исправник Михайловского Земского Суда доложил о том, что в его уезде сделаны необходимые распоряжения «о производстве провианта и отводе квартир» детям «поступивших на вторичную службу унтер-офицера Григория Терентьева и рядового Савелия Васильева Герасимова» . Ряжский Городничий сообщил об «отводе квартиры жене отставного унтер-офицера Фёдора Ерёмина» .
В таком же духе отчитался и исправляющий должность Зарайского Городничего частный пристав Лапаревич 16-го июня:
«… об отводе жене отставного рядового Трофима Григорьева Булаткина, изъявившего желание поступить во вторичную службу, Анне Ивановой, квартиры от сей Полиции учинено распоряжение и сего числа сообщено в Зарайскую Градскую комиссию…» .

-3

Правда, в некоторых случаях родные вновь поступивших на службу нижних чинов сами отказывались от полагающихся им льгот.
Так,
13-го июня Скопинский Земский Исправник доложил, что жена отставного унтер-офицера Зиновия Евтеева, «изъявившего желание по случаю приглашения по нынешнее военное время поступить на вторичную службу, Анна Петрова, по жительству её в доме зятя, крестьянина села Топил Антипа Степанова, обывательскую квартиру получить не желает» .
А
21-го июня Егорьевский Земский Исправник сообщал, что состоящие в его ведении члены семейств нижних чинов ни в чём не нуждаются:
«… жёны отставных нижних чинов, поступивших на вторичную службу унтер-офицера Антона Мартемьянова, Марья Никифорова, и рядового Еремея Артемьева, Ирина Герасимова, имеют свои дома, дочь же помянутого Жукова, Прасковья, коей следовало выдавать провиант, находится в услужении у г.г. своих, Ефремовых, т.к. она рождена до поступления отца ея в военную службу» .
4-го сентября Егорьевский Предводитель Дворянства дополнил свой рапорт:
«… из значущихся в списке 2-х таковых семейств 1-я жена унтер-офицера Антона Мартемьянова Марья Никифорова, по поступлении мужа ея на службу из государственных крестьян деревни Румянцевой, проживает в той же деревне, а потому о состоянии и положении ея и потом об оказании ей пособия к пропитанию относился я к Помощнику Окружного, который уведомил меня, что солдатка эта имеет хорошее состояние по сельскому быту, собственный дом, скот и крепостную землю, а сверх того, владеет на одну душу мирской землёй в поле кроме усадьбы и огорода, имея от роду 30 лет, пособием хлеба из запасного магазина не нуждается, о чём и сама ему, г. Помощнику, объявила, а 2-я рядового Еремея Жукова дочь Прасковья находится в Москве в услужении г. Ефремовых, а потому в пособии ей нужды не предвидится…» .
Были и недовольные послания нижних чинов, направленные через строевых командиров. Так,
19-го июня 1855 года Командующий Запасной бригадой 6-й Артиллерийской Дивизии генерал-майор Назимов сообщил Губернатору о негодовании его подчинённого:
«… Поступивший 1-го апреля 1854 года на вторичную службу по собственному желанию Рязанской губернии и уезда, села Нагина Запасной № 6 батареи вверенной мне бригады бомбардир Феофан Логвинов объявил претенцию, что родной его сын 10-ти лет, оставшийся вместе с матерю на родине не получает провианта, а также жена его Матрёна Игнатьева, не получает как на себя, так и на сына квартирных денег…» .

-4

Некоторые помещики и вовсе не считали себя обязанными оказывать какую-либо помощь семействам ушедших нижних чинов.
Так,
5-го марта 1855 года Командир Гусарского генерал-фельдмаршала графа Радецкого полка флигель-адъютант полковник Н. Л. Дубельт сообщил Рязанскому Губернатору, что к нему полк на вторичную службу зачислен отставной унтер-офицер Иван Авдеев сын Авдеев, происходивший из помещичьих крестьян Спасского уезда села Циклина, бездетный, но имеющий жену Прасковью Алексееву .
А
1-го июня Спасский Уездный Предводитель Дворянства доложил Губернатору, что помещик Богатырёв не собирается предпринимать никаких действий по отношению к оставшейся в его вотчине жене Авдеева -
«… Вследствие отношения Вашего Превосходительства от 27 апреля за № 4274, я просил господина помещика Богатырёва оказать вспомоществование жене поступившего из имения его, отставного унтер-офицера Ивана Авдеева, Прасковье Алексеевой, который данным сведением объясняет, что унтер-офицер Авдеев поступил во вторичную службу по собственному своему желанию, и получает две трети офицерского жалования, и может содержать жену свою, а поэтому дать ей вспомоществование он обязанным себя не считает…» .
Губернатор указал Предводителю на недопустимость подобных действий и вновь просил «не оставить сделать распоряжения»:
«… жена поступившего на вторичную службу отставного унтер-офицера Ивана Авдеева, Прасковья Алексеева, не лишается права на вспомоществование и тогда, когда муж ея поступил на таковую службу по собственному желанию, ежели она сама не имеет средства к пропитанию…» .

-5

В иных случаях местное уездное начальство стремилось затянуть процесс выдачи пособий различными бюрократическими проволочками.
Так,
31-го января 1855 года Командующий Лейб-гвардии Московским Резервным полком генерал-майор А. П. Малиновский доложил Губернатору, что к нему в полк из отставки на вторичную службу поступил Лейб-гвардии Московского Резервного полка унтер-офицер Никита Григорьев, проживавший в Егорьевском уезде деревне Митинской помещика Бещенцова, который оставил жену Марью Алексееву и сына Назара в Рязанской губернии .
А
11-го октября Егорьевский Предводитель Дворянства доложил Губернатору о невозможности выполнить его поручение:
«… честь имею донести, что из первого предписания от 14 февраля за № 1093 не видно, какому ведомству принадлежит деревня Митинская, из которой поступил на вторичную службу отставной унтер-офицер Никита Григорьев – оставивший в оной жену и сына, без чего и распоряжения об оказании им пособия сделать нельзя, то о учинении об этом, равно и о положении жены Григорьева, солдатки с сыном, относительно пропитания себя, дознания и сообщено Земскому Суду, но таковое ещё не дописано…» .

-6

В целом, условия для семейств нижних чинов, поступавших на вторичную службу, были весьма неплохи. Однако воспользоваться этими преимуществами могли лишь те, которые не имели жилья, земли и оказывались не в состоянии обеспечивать себя самостоятельно пропитанием. Как правило, к этой категории принадлежали те, кто проживал отдельно от родственников. В этом случае власть пыталась возложить заботу о таких людях на помещиков, если отставные нижние чины проживали в частнособственнических владениях, или на местные уездные власти.
---------------------------------------------------------