Найти тему
Блог Рязаночки

Искусство штопки средневековых рукописей.

Редкий образец штопки на пергаменте.

Это из MS M.711 из Вайнгартена, Германия, последняя четверть 12 века, первая половина 13 века.
Это из MS M.711 из Вайнгартена, Германия, последняя четверть 12 века, первая половина 13 века.

В средневековых рукописях есть всевозможные интересные причуды, от странных миниатюр -- средневековых мемов до ослепительных переплетов с драгоценными камнями. Большинство этих книг из пергамента имеет свою собственную историю.

"Заколот, разрезан и сшит обратно". Вы смотрите на средневековый пергамент — шкуру животного — которая была проколота, разрезана и сшита. И писец писал вокруг сшитого прокола.

Из Пинтереста
Из Пинтереста

Пергамент создается путем замачивания шкуры животного - обычно овцы, козы или теленка — в известковом растворе, а затем натягивания ее на деревянную раму. Затем мастер несколько раз соскабливает кожу изогнутым ножом, чтобы удалить мякоть или волосы, пока кожа не станет достаточно упругой, тонкой и гладкой. Это длительный процесс, и он всегда был подвержен ошибкам и естественным несовершенствам.

Изображен кожевник из рукописи Менделя, датированной 1425 годом.
Изображен кожевник из рукописи Менделя, датированной 1425 годом.

“Любой дефект в самой коже превратится в дыру, потому что растягивают кожу”, - говорила Кристин Шакка, младший куратор отдела европейского искусства Художественного музея Уолтерса в Балтиморе. Кроме того, растянутая кожа имеет “неправильный периметр, поэтому вы пытаетесь превратить кусок шкуры животного неправильной формы в прямоугольную книгу”, - объясняет она. Пергамент также может быть истощён в результате соскабливания и потом рвался. Дыры в пергаменте не всегда устранялись, но их нужно зашить перед тем, как на нем можно было писать. Это может включать в себя как латание дыр, так и выравнивание краев, объясняет Шакка. Метод ремонта может быть грубым или простым - “ремонт Франкенштейна”, как в шутку называет их Шакка, — но иногда они могут быть довольно красивыми.

Это отверстие в листе рукописи 15 века, вероятно, появилось в процессе изготовления пергамента. Писец просто писал вокруг него, не переживая из-за несовершенства пергамента.

Из Пинтереста
Из Пинтереста

Это отверстие штопали, по-видимому, после написания на пергаменте. Возможно, оно сначала не было большим, но со временем увеличивалось, пришлось штопать.

С Пинтереста
С Пинтереста

В том же тексте 14-го века во Фрибурге одна страница элегантно украшена двумя наборами тонких стежков -- один розовый, другой зеленый. В другом месте той же рукописи есть радужные исправления разных форм и размеров. В тексте, хранящемся в библиотеке аббатства Энгельберг в Швейцарии, стежки по краю страницы создают “веревку”, как называет ее Шакка, для заполнения края пергамента. И из той же библиотеки недостающая сторона одной страницы была залатана дополнительным квадратом пергамента.

Ремонт с розовыми и зелеными швами. ЛЮБЕЗНО ПРЕДОСТАВЛЕНО КАНТОНАЛЬНОЙ И УНИВЕРСИТЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКОЙ ФРИБУР, ШВЕЙЦАРИЯ / MS. L 34
Ремонт с розовыми и зелеными швами. ЛЮБЕЗНО ПРЕДОСТАВЛЕНО КАНТОНАЛЬНОЙ И УНИВЕРСИТЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКОЙ ФРИБУР, ШВЕЙЦАРИЯ / MS. L 34
Два разных ремонта рукописей 12-го века: круговая строчка (слева) и квадратная заплатка (справа). ПРЕДОСТАВЛЕНО БИБЛИОТЕКОЙ АББАТСТВА ЭНГЛЕБЕРГ / КОД 37, 48R И КОД 4., F78R
Два разных ремонта рукописей 12-го века: круговая строчка (слева) и квадратная заплатка (справа). ПРЕДОСТАВЛЕНО БИБЛИОТЕКОЙ АББАТСТВА ЭНГЛЕБЕРГ / КОД 37, 48R И КОД 4., F78R

Как указывает историк средневековой книги Эрик Кваккель, этот ремонт, должно быть, был обычным делом в определенных монастырях.
“Я обнаружила много таких украшений в рукописях, которые поступали либо из женских монастырей, либо из такой общины, что в Германии называют двойными монастырями”, - говорит Шакка. “Итак, у вас есть эта мужская и женская монашеская община. Они живут отдельно, но они связаны друг с другом, и они физически расположены рядом друг с другом. Так что, похоже, это часть обучения монахинь, которые занимались вышивкой церковной одежды и текстиля, а также вязанием хотя бы носков и варежек.

"Изощренное рукоделие осмыслялось как своеобразная форма аскезы для женщины". (с) Браное ткачество и строчевышивальные промыслы Гороховецкого уезда и сопредельных территорий. Г.А..Федорова.

.И они делали это не только на ткани, но и на самом деле в рукописях ”.

Ремонт, выполненный в виде “веревки” на краю страницы, датируется 12 веком. ПРЕДОСТАВЛЕНО БИБЛИОТЕКОЙ АББАТСТВА ЭНГЛЕБЕРГ / КОД. 47, F27R
Ремонт, выполненный в виде “веревки” на краю страницы, датируется 12 веком. ПРЕДОСТАВЛЕНО БИБЛИОТЕКОЙ АББАТСТВА ЭНГЛЕБЕРГ / КОД. 47, F27R

В тексте 13-го века, хранящемся в библиотеке и музее Моргана в Нью-Йорке, шелковый лоскут скрывает освещенную букву, в то время как нижний угол той же страницы был зашит нитью. Шакка говорит, что этот тип украшения — занавеси, как она их называет, — в основном использовался в литургических текстах и добавлял дополнительный элемент к чтению священника.

Горизонтальный и вертикальный ремонт (слева) освещенной страницы в сакраментале Бертольда 13-го века; сшитый угол и шелковая занавеска над буквой (справа). © БИБЛИОТЕКА И МУЗЕЙ МОРГАНА /
Горизонтальный и вертикальный ремонт (слева) освещенной страницы в сакраментале Бертольда 13-го века; сшитый угол и шелковая занавеска над буквой (справа). © БИБЛИОТЕКА И МУЗЕЙ МОРГАНА /

Сшивание, вышивка и штопка были не единственным способом извлечь максимум пользы из испорченного пергамента. Есть случаи, когда дыры использовались, чтобы показать иллюстрацию на следующей странице.

Здесь писец нарисовал дракона на следующей странице, как будто чудовище заглядывает из пещеры )

Бамберг, Государственная библиотека, Msc.Nat.1 (9 век)
Бамберг, Государственная библиотека, Msc.Nat.1 (9 век)

И здесь тоже на следующей странице рисунки, выглядывающие из отверстий)

Представлено Шенберговским институтом рукописных исследований при библиотеках Пенсильванского университета. Куратор Дот Портер.
Представлено Шенберговским институтом рукописных исследований при библиотеках Пенсильванского университета. Куратор Дот Портер.
Вторая страница
Вторая страница

Сами швы можно было даже украсить. В тексте, хранящемся в Государственной библиотеке Бамберга в Германии, кривый однотонный стежок окружен рисунком человека, так что нить напоминает его скелет.

Однотонный стежок, встроенный в рисунок. GERALD RAAB/ COURTESY STAATSBIBLIOTHEK BAMBERG
Однотонный стежок, встроенный в рисунок. GERALD RAAB/ COURTESY STAATSBIBLIOTHEK BAMBERG

Пример того, как отверстия в пергаменте были обработаны в иллюстрации.

. GERALD RAAB/ COURTESY STAATSBIBLIOTHEK BAMBERG
. GERALD RAAB/ COURTESY STAATSBIBLIOTHEK BAMBERG

“Это очень информационно”, - говорит Шакка. Иногда их помещали поверх более тревожных изображений — например, изображающих Апокалипсис, — чтобы придать зрителю вес и смысл.

Множество красочных вышивальных и вязальных стежков в рукописи 14-го века в библиотеке университета Уппсалы.

 ПРЕДОСТАВЛЕНО БИБЛИОТЕКОЙ УНИВЕРСИТЕТА УППСАЛЫ
ПРЕДОСТАВЛЕНО БИБЛИОТЕКОЙ УНИВЕРСИТЕТА УППСАЛЫ

Различные виды зашитых ремонтов рукописи из библиотеки аббатства Энгельберг и одна необработанная дыра, на которую махнули рукой -- мол, некритично.

. ПРЕДОСТАВЛЕНО БИБЛИОТЕКОЙ АББАТСТВА ЭНГЛЕБЕРГ
. ПРЕДОСТАВЛЕНО БИБЛИОТЕКОЙ АББАТСТВА ЭНГЛЕБЕРГ

Серия ремонтных работ, выполненных в книге Джеймса Ворагина "Золотая легенда 14-го века".

ЮБЕЗНО ПРЕДОСТАВЛЕНО КАНТОНАЛЬНОЙ И УНИВЕРСИТЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКОЙ ФРИБУРГА, ШВЕЙЦАРИЯ,
ЮБЕЗНО ПРЕДОСТАВЛЕНО КАНТОНАЛЬНОЙ И УНИВЕРСИТЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКОЙ ФРИБУРГА, ШВЕЙЦАРИЯ,
Фрибург, кантонская и университетская библиотека, MS L 34, 14 век
Фрибург, кантонская и университетская библиотека, MS L 34, 14 век