Редкий образец штопки на пергаменте.
В средневековых рукописях есть всевозможные интересные причуды, от странных миниатюр -- средневековых мемов до ослепительных переплетов с драгоценными камнями. Большинство этих книг из пергамента имеет свою собственную историю.
"Заколот, разрезан и сшит обратно". Вы смотрите на средневековый пергамент — шкуру животного — которая была проколота, разрезана и сшита. И писец писал вокруг сшитого прокола.
Пергамент создается путем замачивания шкуры животного - обычно овцы, козы или теленка — в известковом растворе, а затем натягивания ее на деревянную раму. Затем мастер несколько раз соскабливает кожу изогнутым ножом, чтобы удалить мякоть или волосы, пока кожа не станет достаточно упругой, тонкой и гладкой. Это длительный процесс, и он всегда был подвержен ошибкам и естественным несовершенствам.
“Любой дефект в самой коже превратится в дыру, потому что растягивают кожу”, - говорила Кристин Шакка, младший куратор отдела европейского искусства Художественного музея Уолтерса в Балтиморе. Кроме того, растянутая кожа имеет “неправильный периметр, поэтому вы пытаетесь превратить кусок шкуры животного неправильной формы в прямоугольную книгу”, - объясняет она. Пергамент также может быть истощён в результате соскабливания и потом рвался. Дыры в пергаменте не всегда устранялись, но их нужно зашить перед тем, как на нем можно было писать. Это может включать в себя как латание дыр, так и выравнивание краев, объясняет Шакка. Метод ремонта может быть грубым или простым - “ремонт Франкенштейна”, как в шутку называет их Шакка, — но иногда они могут быть довольно красивыми.
Это отверстие в листе рукописи 15 века, вероятно, появилось в процессе изготовления пергамента. Писец просто писал вокруг него, не переживая из-за несовершенства пергамента.
Это отверстие штопали, по-видимому, после написания на пергаменте. Возможно, оно сначала не было большим, но со временем увеличивалось, пришлось штопать.
В том же тексте 14-го века во Фрибурге одна страница элегантно украшена двумя наборами тонких стежков -- один розовый, другой зеленый. В другом месте той же рукописи есть радужные исправления разных форм и размеров. В тексте, хранящемся в библиотеке аббатства Энгельберг в Швейцарии, стежки по краю страницы создают “веревку”, как называет ее Шакка, для заполнения края пергамента. И из той же библиотеки недостающая сторона одной страницы была залатана дополнительным квадратом пергамента.
Как указывает историк средневековой книги Эрик Кваккель, этот ремонт, должно быть, был обычным делом в определенных монастырях.
“Я обнаружила много таких украшений в рукописях, которые поступали либо из женских монастырей, либо из такой общины, что в Германии называют двойными монастырями”, - говорит Шакка. “Итак, у вас есть эта мужская и женская монашеская община. Они живут отдельно, но они связаны друг с другом, и они физически расположены рядом друг с другом. Так что, похоже, это часть обучения монахинь, которые занимались вышивкой церковной одежды и текстиля, а также вязанием хотя бы носков и варежек.
"Изощренное рукоделие осмыслялось как своеобразная форма аскезы для женщины". (с) Браное ткачество и строчевышивальные промыслы Гороховецкого уезда и сопредельных территорий. Г.А..Федорова.
.И они делали это не только на ткани, но и на самом деле в рукописях ”.
В тексте 13-го века, хранящемся в библиотеке и музее Моргана в Нью-Йорке, шелковый лоскут скрывает освещенную букву, в то время как нижний угол той же страницы был зашит нитью. Шакка говорит, что этот тип украшения — занавеси, как она их называет, — в основном использовался в литургических текстах и добавлял дополнительный элемент к чтению священника.
Сшивание, вышивка и штопка были не единственным способом извлечь максимум пользы из испорченного пергамента. Есть случаи, когда дыры использовались, чтобы показать иллюстрацию на следующей странице.
Здесь писец нарисовал дракона на следующей странице, как будто чудовище заглядывает из пещеры )
И здесь тоже на следующей странице рисунки, выглядывающие из отверстий)
Сами швы можно было даже украсить. В тексте, хранящемся в Государственной библиотеке Бамберга в Германии, кривый однотонный стежок окружен рисунком человека, так что нить напоминает его скелет.
Пример того, как отверстия в пергаменте были обработаны в иллюстрации.
“Это очень информационно”, - говорит Шакка. Иногда их помещали поверх более тревожных изображений — например, изображающих Апокалипсис, — чтобы придать зрителю вес и смысл.
Множество красочных вышивальных и вязальных стежков в рукописи 14-го века в библиотеке университета Уппсалы.
Различные виды зашитых ремонтов рукописи из библиотеки аббатства Энгельберг и одна необработанная дыра, на которую махнули рукой -- мол, некритично.
Серия ремонтных работ, выполненных в книге Джеймса Ворагина "Золотая легенда 14-го века".