Как рассказывают «Невские новости», петербуржцам, отправляющимся со станции «Беговая», приходилось ждать поезда по 20 минут. В то же время, пассажиры сообщали о получасовом ожидании на станции «Гостиный двор». В метрополитене сбой списали сперва на поломку светофоров, а затем расплывчато указали на некие технические причины.
Похожие ситуации с давками и длительными ожиданиями транспорта возникают в Петербурге каждый день даже безо всяких ограничений в работе метро. А уж с ними – и вовсе превращают путь горожан до работы и домой в настоящую полосу препятствий. Так, в случае с закрытием «Ладожской» ситуацию не спасли даже бесплатный трамвай и дополнительные автобусы.
По мнению экспертов, решить проблему временного закрытия станций можно было бы с помощью выделенных полос для наземного общественного транспорта. Они в городе есть, но их явно недостаточно.
Кроме того, все осложнила транспортная реформа, начатая Смольным в прошлом году. За время ее действия исчезли популярные у горожан маршруты, а некоторые остановки были перенесены, причем, иногда на очень удаленное расстояние. Так что многим пришлось смириться с тем, что путь на работу стал дольше на полчаса или даже более.
А между тем, в городах с развитой транспортной инфраструктурой, таких как Москва, вместе с выделенными полосами строят еще и хабы, где можно быстро пересесть на другой транспорт, не блуждая по улицам в поисках остановок.
Такие пересадочные узлы объединяют с автовокзалами и автостанциями, причем, как строят новые, так и реконструируют старые. Во всех таких ТПУ, которых в столице насчитывается более 40, есть удобные залы ожидания, бесплатный wi-fi, камеры хранения, кафе, комнаты матери и ребенка. Все они адаптированы для маломобильных граждан и оснащены низкорасположенными кассами, пандусами, лифтами, подъемниками, указателями со шрифтом Брайля и звуковыми маячками для слабовидящих. Кроме того, гражданам не нужно искать остановки и платформы – все хабы оснащены навигацией по единым стандартам транспортного комплекса.
К примеру, автовокзал «Центральный» стал частью ТПУ «Щелковский» вместе с одноименной станцией Арбатско-Покровской линии метро и остановками наземного транспорта. Здесь даже создали зал ожидания повышенной комфортности, где помимо обычных удобств посетителям предлагают бесплатную прессу, воду, возможность заказать блюда из кафе.
Кроме того, «Центральный» — первый автовокзал Москвы с перроном на крыше, откуда автобусы отправляются с шестого этажа по двухсотметровой эстакаде. Но самое главное — пассажирам при пересадках не приходится сталкиваться с капризами погоды, чего не скажешь о петербуржцах. Транспортная реформа поставила некоторых жителей Северной столицы перед необходимостью выстраиваться в очередь на автобус под дождем и снегом. В то время как москвичи пересаживаются в комфортных условиях, проходя по теплым переходам и поднимаясь или опускаясь до нужных остановок на эскалаторах.
А ведь в Петербурге могла бы появиться аналогичная транспортная система: в 2021 году компания «Мегалайн» предложила создать сеть из 61 ТПУ. Идея строительства пересадочных узлов витала в воздухе города на Неве с 2014 года. Проект стоил миллиарды рублей, поэтому ждал своего часа длительное время. Однако инвестор нашелся: компания предложила вложить в проект собственные 186 млрд рублей, не требуя каких-либо расходов из городского бюджета.
Специалисты компании изучили потенциальные места размещения ТПУ и предложили реализовать пилотные проекты на базе станций метро «Старая Деревня», «Дыбенко», «Гражданский проспект» и «Проспект Большевиков». Так, в составе первого узла предполагалась железнодорожная станция, остановки автобусов, троллейбусов и трамваев, а также перехватывающая парковка и коммерческие помещения для оказания попутных услуг населению.
В компании подчеркнули, что проект позволил бы разгрузить улично-дорожную сеть и сформировать комфортную городскую среду за счет увеличения функциональности территории. Особое внимание при этом уделялось созданию новых рабочих мест. Например, ТПУ «Старая Деревня» вмещал МФЦ, филиалы банков, гостиницу и медцентр. Таким образом, жители этого района могли бы работать недалеко от дома, тем самым снижая маятниковую миграцию.
Однако спустя год власти Петербурга отказались поддерживать инвестора, решив сосредоточиться на транспортной реформе. Так что компания пока ориентируется на проекты в Ленобласти. В Кудрово она планирует построить один из первых ТПУ в регионе.
А между тем, власти Москвы планируют продолжать расширять сеть ТПУ. К 40 имеющимся в течение двух лет откроют еще 29 пересадочных узлов. В их состав традиционно будут включать новые станции метро, которых в столице тоже строится немало.