Найти тему
МИР (Море История Россия)

Побег из Порт-Артура, или «разоружившиеся». (Часть 1)

Цесаревич в Циндао
Цесаревич в Циндао

В этой истории тоже оказался «замешан» Севастополь. Где-то на старом Городском кладбище Севастополя (ул. Пожарова) находится могила контр-адмирала Матусевича. Помер он в далеком 1912 году от отека легких в городе Севастополе. А, болезнь сию заработал он на далекой русско-японской войне. Ладно, сильно издалека я начал. Сделаем другую привязку этой истории.

Владивостокские крейсера (в тот раз, когда они чуть не попали в капкан в Корейском проливе) шли на выручку прорывающейся из Порт-Артура эскадре. Адмирал Камимура (помимо охраны пролива) подкарауливал русские корабли, прорвавшиеся из Порт-Артура.

О чем идет речь?

В середине июля 1904 года, после очередного отхода наших войск, в Порт-Артуре эскадре стало очень «тесно». 25 июля 1904 года японская артиллерия навесным огнем начала обстрел кораблей, стоявших в порту. В связи с этим, было принято решение о выходе эскадры и прорыве во Владивосток.

Кораблям предстояло прорваться через японскую морскую блокаду, разгромив несколько японских отрядов, а именно:

1-й боевой отряд (адмирал Хейхетиро Того)

4 эскадренных броненосца «Микаса» (постройка «Виккерс» 1900 год), «Асахи» (тоже англичанин «Джон Браун» 1899 год), «Фудзи» и «Сикисима» («Темз Айрон воркс», тоже Англия 1896 и 1897 годы ) и 2 броненосных крейсера: «Касуга» (итальянец, «Ансальдо» купленный на американский кредит) и «Ниссин» (тоже итальянец, тоже «Ансальдо», купленный на те же средства)

3-й боевой отряд (контр-адмирал С. Дэва): 1 броненосный «Якумо» (немец, «Вулкан») и 3 бронепалубных крейсера «Касаги» (Крамп, США, строился рядом с «Варягом»), «Такасаго» (англичанин «Армстронг») и «Читосэ»(американец, «Юнион Айрон Воркс»)

6-й боевой отряд: 1 броненосный крейсер «Асама» (британец) и 4 бронепалубных: «Акаси», «Сума» (оба японцы, достаточно слабые) , «Акицусима» (тоже слабенький японец), «Ицукусима» (древняя французская экзотика).

Был еще 5-й боевой отряд, (контр-адмирал Х. Ямада): 2 бронепалубных крейсера (старенькие японцы 1886 года: «Хасидатэ» и «Мацусима») и 1 броненосец 2-го класса (трофейный китайский «Чин-Иен»). По сути, это отряд состоящий из старых кораблей с ограниченной боеспособностью.

Было у японцев достаточно много миноносцев и контр-миноносцев (так обычно именовались эсминцы в то время).

Вроде бы прорваться реально. А, теперь опять смотрим на карту. Она-то и даст ответы на многие вопросы. Прорваться можно было только всем вместе, эскадрой. Почему?

Мало того, что кораблям нужно было прорваться через японскую морскую блокаду, так еще потом предстояло обойти весь Корейский полуостров, прорваться между Кореей и Японией мимо главной базы японского флота в Сасебо, и мимо базы японских броненосных крейсеров адмирала Камимуры. На этом пути, в Корейском проливе был второй заслон в виде двух отрядов: 2-го и 4-го (4 броненосных и 4 бронепалубных крейсера).

Два боя (минимум), и длинный переход. В первом бою некоторые корабли гарантированно получают повреждения, и вся эскадра плетется со скоростью самого тихоходного корабля, и ее перехватывают крейсера Камимуры. Авантюра? В чистом виде. С другой стороны, оставаться тоже было нельзя. Ситуацию могли спасти владивостокцы, отвлекая Камимуру. Но, нужно было пробить хотя бы первый заслон, сохранив эскадру. А, вот… не получилось.

Была ли в ходе боя возможность прорыва? Если будет желание, посмотрим потом. Факт остается фактом, основная масса вернулась. И, дело, в общем не в «случайной» гибели адмирала Витгефта. У многих (в том числе и у самого Витгефта) были большие сомнения в успехе «безнадежного дела». И, возможно, потому, все очень быстро «слились», отказавшись от прорыва.

Но были те, кто прорвался. Подробно описывать бой, наверное, смысла нет (по сему поводу очень многое написано). Правда, это была уже не эскадра, а, потому, шансы прорваться через Корейский пролив стремились к нулю. Пробежимся только по судьбам тех кораблей, которые прорвались.

«Цесаревич»

-2

Вот как ни странно: флагман (несмотря на все сложности и повреждения) сумел прорваться. Отставший от эскадры «Цесаревич», по решению и. о. командира (старшего офицера) капитана 2 ранга Д. П. Шумова, ночью повернул на юг намереваясь прорваться во Владивосток. Фактически, капитан 2 ранга Шумов уже не в первый раз принимал командование кораблем, но его не назначала по формальным причинам (он еще «не наплавал ценз»).

В Циндао
В Циндао

В связи с повреждениями гидравлической магистрали и штуртросов, корабль управлялся из румпельного отделения с помощью талей, по командам с мостика. Электропривод руля не действовал уже давно, за полгода его так и не смогли восстановить (после первой японской атаки на Порт Артур).

К утру штуртросовый привод штурвала был восстановлен. На рассвете к командованию кораблем вернулся командир корабля капитан 1 ранга Н. М. Иванов (ранее отравившийся газами от разрыва японского снаряда, который разорвался перед входом в рубку). Формально, сам Н.М.Иванов был и.о., т.к. на эту должность был назначен А.А.Эбергард (сын консула в Греции и будущий командующий Черноморским флотом).

Номинально он числится командиром «Цесаревича» (и даже в «Вики…» он указан как командир), но фактически, в командование он таки и не вступил, т.к. находился в распоряжении «начальства» (Наместника).

-4

Вернувшись к командованию, Н.М.Иванов отменил решение старшего офицера Д. П. Шумова, и принял решение идти в Циндао, немецкую колонию на территории Китая (якобы для исправления повреждений). По деффектовочной ведомости, (составленной уже в Циндао), броненосец имел попадание 305-мм снаряда в район кормовой 6-дм башни. Попадание, полученное в начале боя, разрушило адмиральский салон, но при этом, башня не пострадала. Два 8 дм снаряда критических повреждений не нанесли, разве, что был потерян один якорь, и повреждены два 75-мм орудия. Самое серьезное повреждение нанес снаряд, срикошетивший от броневого пояса вниз, под воду. В результате подводного взрыва разошлись стыки между листами и возникла течь, броненосец принял 153 тонны воды (для его водоизмещения это не критично). Попадание снаряда большого калибра повредило броню на кормовой башне (один человек был убит отлетевшей гайкой), перегорели предохранители на механизме вращения башни, но их восстановили.

Самой серьезной потерей стало то, что были разбиты два дальномера. Осколками были сильно повреждены трубы. Тем же снарядом, который убил адмирала Витгефта (который сидел в удобном кресле на свежем воздухе, а, не в душной рубке) была повреждена фок-мачта. Повреждений было много, но угрозы живучести корабля не было. Машины работали исправно, артиллерия действовала, угля хватало. Перебитую проводку и переговорные трубы починили еще в море. Критических факторов было два: оставался всего один дальномер, и корабль управлялся только со штурвала в корме.

Между Д. П. Шумовым и Н.М.Ивановым возник конфликт, но последнего поддержал начальник штаба эскадры контр-адмирал Матусевич, который ради этого даже вышел из каюты (он был легко ранен и отравился газами при разрыве снаряда у входа в боевую рубку во время боя). Вопреки мнению большинства офицеров, корабль был направлен в Циндао «для исправления повреждений». Броненосец прибыл в порт 29 июля (11 августа) в 21 час. Сюда еще раньше, (в 17 часов) прибыл крейсер 2-го ранга «Новик» (но о нем разговор отдельный).

По приходу в порт адмирал Матусевич съехал в немецкий госпиталь.

К этому времени в Циндао находился не только «Цесаревич» и "Новик" . Сюда же (почти в полном составе) прибыли миноносцы 2-го отделения (командир отделения — командир миноносца лейтенант А.С. Максимов). Сначала в порт вошел флагманский миноносец «Бесшумный» (типа «Кит», водоизмещение 350 т. 1х75-мм Канэ и 5х47-мм пушек Гочкиса).

-5

Миноносец шел под одной машиной (вторая вышла из строя). Следовавшие парой «Бесстрашный» и «Беспощадный» (однотипные, типа «Кит», немецкая постройка, тоже «Шихау» Эльбинг) утром оторвались от преследования нескольких японских крейсеров и из-за недостатка угля также ушли в Циндао. Концевой в этом отделении миноносец «Бурный» ночью отстал, и рано утром налетел в тумане на камни у мыса Шаньдун и был взорван экипажем, который пешим порядком прибыл в Вэйхайвэй (английская колония в Китае). Заход в Циндао был вынужденным. В осажденном Порт Артуре были ограниченные запасы угля, и не все корабли имели его в достаточном количестве. Заход в этот нейтральный порт был предсказуем. А, потому, японцы,зная о прорыве, начли "подтягиваться" к этой базе (но вели себя осторожно).

Таким образом, в этой немецкой военно-морской базе собрался небольшой русский отряд. Броненосец, после переговоров, получил 6 суток на ремонт, однако, спустя несколько часов немецкие власти поставили ультиматум, по которому броненосец должен был через двое суток покинуть порт, или разоружиться.

Снова возник конфликт между старшим офицером и командиром корабля, которого снова поддержал адмирал Матусевич, приехавший из госпиталя. Старший офицер предлагал выйти в море и идти во Владивосток, «начальство» требовало разоружиться. Естественно, возобладало мнение «начальства». Правда, есть еще нюанс:

Мы пока рассказали только о тех кораблях, которые пришли в Циндао, т.к. там собрался самый большой отряд. Был ли у него шанс на прорыв? Сомнительно. В любом случае разоружаться, тоже мало чести.

«Интернирование», «разоружение»… А, что это, вообще, такое? В принципе, это немного разные понятия. Интернирование, (в данном случае) это принудительное задержание нейтральной страной боевого корабля одной из воюющих сторон до окончания боевых действий, и задержание его экипажа. Обычно практикуется в том случае, когда боевой корабль превышает оговоренное время стоянки. При этом, это не плен. Страна, интернировавшая боевой корабль, берет на себя затраты по содержанию корабля и его экипажа в достойных условиях. (Правда, потом, счет перевыставляется «хозяину» корабля).

Разоружиться корабль может и добровольно, оговорив через консула условия.

Крепость Циндао, арендованная немцами у Китая в 1897 году (на 99 лет) являлась хорошо укрепленной базой немецкой Восточно-Азиатской эскадры. Крепость очень солидная, с приличными укреплениями.

Самое смешное, что потом (в ходе другой войны, в которой японцы воевали против немцев, японцам пришлось осаждать эту крепость, но это отдельная история).

По отечественной версии, зашедшие в этот порт русские корабли, были принудительно интернированы. Немцы же пишут, что наши корабли разоружились вполне себе добровольно. Учитывая тот факт, что «Новик», приняв уголь, совершенно свободно ушел, то…

В общем, так или иначе, педантичные немцы, прибыв на борт, сняли замки орудий, и золотники паровых машин, подписав после этого акт об интернировании броненосца и трех миноносцев.

Не, ну а чо, все всем довольны: господа офицеры помещены в приличные условия, получают довольствие, подписав обязательство нее участвовать в боевых действиях, они могут уехать домой. «Матросики» накормлены, отдыхают (санаторий, не иначе). Для них война закончилась.

Мне скажут: «Но это же не патриотично!» Господа, а давайте смотреть на ситуацию глазами людей того времени (так, наверное, будет правильнее). Ну, и, если уж пошла речь о патриотизме, то, давайте «препарируем» понятие патриотизма того времени. За что воевали в русско-японскую?

Ответ классический: «За Веру, Царя и Отечество!» Ну, с верой все очень сложно, ибо у адмиралов наших вера вообще была… лютеранская, а, среди китайцев христиан было не так много. Остается вполне конкретный Царь, Отечество, интересы которых, (объективно говоря) никак не сходятся. (Об этой сложной дилемме нужно потом будет поговорить отдельно, не здесь). У некоторых господ офицеров (представителей того самого Отечества), видимо, были свои интересы. Но не у всех. Ну, что, поговорим о тех, кто решил иначе? Начнем, наверное, с «Новика»…