Найти в Дзене

Выставка «Облачное хранилище» в ГЭС-2

В ГЭС-2 в Москве проходит выставка «Облачное хранилище». На ней кураторы объединили две группы художников разных поколений — группу «Облачная комиссия» и дуэт Полины Абиной с Алексеем Себякиным. Объединили их по темам, на которые рассуждают художники: архивы и их роль в жизни человека, способы ведения хроники реальных и выдуманных событий, циклы жизни информации и т.п. Только вот если «Облачная комиссия» больше подшучивает над бюрократией (одно название объединения чего стоит), то молодые художники рассуждают о жизни информации в цифровом пространстве и виртуальной реальности. Честно говоря, цифровые работы молодого дуэта для меня остались в тени проектов «Облачной комиссии», чей стиль очень напомнил мне Илью Кабакова. Поэтому дальше расскажу именно про «Облачную комиссию», да простят меня Полина и Алексей. Ничего личного, исключительно вкусовщина. «Облачная комиссия» была основана в 1992 году Аркадием Насоновым. На выставке представлена внушительная коллекция работ этого объединения

В ГЭС-2 в Москве проходит выставка «Облачное хранилище». На ней кураторы объединили две группы художников разных поколений — группу «Облачная комиссия» и дуэт Полины Абиной с Алексеем Себякиным.

Объединили их по темам, на которые рассуждают художники: архивы и их роль в жизни человека, способы ведения хроники реальных и выдуманных событий, циклы жизни информации и т.п. Только вот если «Облачная комиссия» больше подшучивает над бюрократией (одно название объединения чего стоит), то молодые художники рассуждают о жизни информации в цифровом пространстве и виртуальной реальности.

Честно говоря, цифровые работы молодого дуэта для меня остались в тени проектов «Облачной комиссии», чей стиль очень напомнил мне Илью Кабакова. Поэтому дальше расскажу именно про «Облачную комиссию», да простят меня Полина и Алексей. Ничего личного, исключительно вкусовщина.

«Облачная комиссия» была основана в 1992 году Аркадием Насоновым. На выставке представлена внушительная коллекция работ этого объединения, сразу несколько серий. «Комиссия» — это полушуточное, полуконцептуальное объединение, позаимствовавшее название метеорологического пособия 1930 года.

-3

Вступавшие в «Облачную комиссию» обязаны были регистрироваться, оформлять членские билеты, заполнять всевозможные бланки. Язык документооборота доводился до абсурда, и в этом юмор. Кстати, на выставке представлены личные бланки Облачных комиссаров, а также книга «Определить облачных форм» и забавная иллюстрации принципов и методов работы Облачной комиссии. Аркадий Насонов создал невидимую инстанцию, искусственную коллективную идеологию и внутреннюю мифологию комиссии.

В основном деятельность группы строилась по принципу приравнивания воображаемых событий к реальным. Среди работ на выставке сцены из вымышленных советских фильмов, рассказы о неслучавшихся происшествиях, истории несбывшихся встреч. Художественные эксперименты приводят к выводу: сообщения о происшествиях могут быть равноценными самому происшествию, даже если ничего не случилось, люби будут помнить событие просто по сообщению о нём.

В работах «Облачной комиссии» сюрреализм перемешивается с насмешкой над ушедшей в прошлое советской романтикой. Разнородные элементы культурного пространства советского человека создают яркий коллаж, в котором присутствует и научных подход, и канцелярит с бюрократией, и ностальгия, и творческий полёт неконтролируемого сознания.

Интересна развеска работ на выставке. Она выполнена как имитация музейного хранения. Картины не экспонированы привычным нам образом, а просто висят в почти хаотичном порядке. Работы из разных серий соседствуют друг с другом, сплетаясь в новые гирлянды смыслов.

Мне эта выставка, точнее часть «Облачной комиссии», очень понравилась. Хотелось разглядывать каждую работу, вчитываться в каждую фразу. Очень остроумные серии работ с множеством культурных отсылок. Забавные аналогии, игра слов, выстраивания альтернативных научных теорий или целых реальностей. Очень рекомендую выставку в том числе для поднятия настроения.

И ещё немножко работ. Вот, например, картины из серии «Жизнь без людей». В этой альтернативной реальности животные занимают ведущие должности. Глубина замыслов главы океанического банка данных соответствует глубине его обитания, а кругозор фининспектора — углу поворота его головы :)

Или вот — немножко математического юмора от «Облачной комиссии»:

А здесь находим отсылку к знаменитому произведению Джона Кейджа «4'33».