Я опять не успела. Что же я всю жизнь делала? Ждала, когда наступит светлое будущее и у нас у всех будет и время, и деньги, и здоровье, и желание?!
А жизнь летит так, что только и успеваешь сожалеть о ...не сделанном. А ведь хотела. Мечтала. К своему деду съездила, разыскала его могилу под Сталинградом, отвезла ему горсть родной землицы. Убедилась, что память деда – защитника села Песковатка, здесь чтут достойно.
А вот к Грише не успела и совсем ведь чуть-чуть. Планировали съездить в этом году ко Дню Победы. Да не пришлось…Закрыто небо, закрыта Чехия, где сложил свою голову юный мамин брат Гриша. Закрыта для нас и сама дорога туда.
Подруга моей старшей сестры Татьяна с ранней юности дружит со своей чехословацкой подругой Ярославой. А теперь и с ее сыном Петером. Помните (тот, кто может это помнит в силу возраста), раньше было принято писать письма в города-побратимы, переписываться с новыми друзьями? Вот так Татьяна познакомилась в свои 15 лет с Ярославой. Писали письма друг другу. Потом встречались – то у Ярославы в Чехословакии, то у Татьяны в Саратове или придонском селе, где родилась и выросла Татьяна. И нас со своими друзьями познакомила. Мне особенно интересна была эта дружба. Ярослава тоже занималась журналистикой, издательской деятельностью. А ее любознательный сын Петер – адвокат, известный в своей стране. Они приезжали и к нам в гости. Это были очень теплые незабываемые встречи.
И Петер с матерью обещали мне встречу в своей стране и помощь в поисках могилы дяди, сложившего свою буйную голову за свободу и независимость Чехословакии в селе Нижняя Писана, как говорится в извещении о его гибели.
Долго собиралась…Непростительно долго! Все – то работа, то дети, то внуки, то старенькая мама. А раньше всего – работа, работа, работа…какой всегда было море, особенно в эти майские дни, перед Днем Победы.
Ну а теперь…кусай локоток, а не достанешь. Позвонила расстроенная Татьяна. А ей до этого позвонила или написала Ярослава. Тоже расстроенная. За связи с россиянами теперь в Чехии очень строго наказывают. А Петер…Петер – наш человек, пытается воевать против такой политики, со своими единомышленниками, выходит на пикеты и митинги. Но это же опасно! А докажи ему это, влюбленному в Россию, впитавшему дружбу с русскими с молоком матери? Да что же это за времена настали?
Еще чуть более полугода назад Татьянина знакомая отправляла в Чехию на практику дочку. И та обещала разыскать могилу моего дяди. Но не смогла – передвижение по стране для практикантов было строго ограничено.
А я начала искать боевой путь его части в интернете. Спасибо ему, все или почти все можно найти. Как говорится, кто ищет, тот всегда найдет. И вот что удалось выяснить.
Горяйнов Григорий Васильевич служил в составе 38-ой армии 2-го формирования. 38 армия была сформирована 3 августа 1942 г. в составе Брянского фронта на базе оперативной группы войск генерал-лейтенанта Никандра Евлампиевича Чибисова и 4-й резервной армии. В нее вошли 167, 237, 240-я и 340-я стрелковые дивизии, несколько стрелковых и танковых бригад, а также артиллерийские и другие части.
В конце июня — начале июля 1944 г. часть войск армии была передана в состав 1-й гвардейской армии. 28 сентября — 28 октября — участвовал в Карпатско-Дуклинской операции).
ОН ПОГИБ В ДОЛИНЕ СМЕРТИ,,,
В октябре 1944 года Григорий написал матери письмо, в котором сообщал, что часть его попала в окружение. Солдаты прятались в болотах, дышали в воде через тростинки, но врагу не сдались. И сейчас вновь с боями идут на Запад.
-Завтра решающий бой, - писал Гриша. – Если останусь жив, командир обещал мне отпуск домой.
Больше писем не было. Пришло извещение о том, что сын пропал без вести.
Григорий Горяйнов погиб 29 октября 1944 года – в День комсомола. Ему только исполнилось 20 лет…
Мать – моя бабушка по материнской линии, Анастасия Михайловна Горяйнова, начала разыскивать сына. Его брат Дмитрий писал и в Министерство обороны, и в воинские части, позже – в архивы и редакции газет. Много позже пришло извещение о том, что Григорий Васильевич Горяйнов погиб смертью храбрых. Уже недавно выяснилась причина такой долгой неизвестности – в журнале выбывших в фамилии Гриши вкралась ошибка – его записали, как Горяков, хотя все остальные данные были верными. Мать ждала его до конца своих дней. Надеялась, что вернется домой.
Потом его очень долго ждала его младшая сестра Мария Васильевна Кириченко - моя мама. И ждет до сих пор, хотя и понимает, что в этом году Грише исполнилось бы 99 лет. А погиб он 20-летним. За нас… За мир… За будущее! Осталась одна единственная фотография от Гриши. И почти нет людей, кто его помнит…Кроме моей мамы, которой идет 95-й год.
Интернет – великая сила. Удалось узнать, что первичное место захоронения нашего Гриши - Чехословакия, Ужгородская обл., Снинский р-н, с. Нижня-Писана. И последний его бой был в настоящем аду, называемом Долиной смерти.
Позднее все захоронения из Нижней Писаны были перенесены в мемориальный комплекс Свидник.
Между деревнями Капишова, Кружлова и Нижня Писана есть поле, называемое Долиной Смерти. Оно является частью Военного музея Свидника. На нем установлена бронетанковая техника, принимавшая участие в боях на Дукельском перевале 25-27 октября 1944 года. Перед зрителями воссоздана сцена танковой атаки. Всего задействовано восемь танков T-34/85.
Вход в Долину смерти у дороги из Свидника обозначен знаменитым памятником, представляющим собой два танка, повернутых стволами друг к другу. Один, советский Т-34/85, установлен на более высокий постамент, чем немецкий Panzer IV, чтобы символически отметить победителя.
В Долине смерти состоялись самые тяжелые танковые бои Восточно-Карпатской операции, которые признаны крупнейшим танковым сражением на территории Словакии. По воспоминаниям очевидцев, многие деревни в округе были уничтожены, а кровь текла потоком еще неделю после окончания битвы. Все экспонаты Долины смерти установлены рядом с дорогой, и, таким образом, легко доступны. Долина смерти включена в туристический маршрут «Пути героев Словацкого народного восстания». Туристы могут подойти к любому экспонату на поле, чтобы осмотреть его вблизи, тем самым отдав дань уважения воинам, сложившим головы за свободу словацкого народа от немецко-фашистских захватчиков.
В ареал Долины смерти включены также памятники у некоторых ближайших деревень. При наличии свободного времени и желания их можно увидеть за день. В селениях Капишова и Нижняя Писана установлены по два танка Т-34, в Доброславе есть экспозиция военной техники, в Свидничке, Вапенике и Вышней Писане можно найти по танку Т-34. В последней деревне есть также памятник погибшим воинам.
Здесь похоронено 9 тысяч советских воинов. Из них известны только 322...Конечно, наш Гриша в числе неизвестных, потому что даже для родных его судьба долго оставалась неизвестной.
Но, простите, кому неизвестный? Нам - точно известный! Для всех наших детей и внуков именно Гриша - герой нашего бессмертного полка!
Я очень надеюсь, что памятник тронуть не посмеют. У людей, живущих там, где навсегда волею своей военной судьбы остался Гриша, хватит здравого смысла и совести, чтобы не разрушать мемориальный комплекс, где уже 79 лет лежат в земле останки тех, кто защищал и освобождал эту землю от фашизма.
И очень надеюсь, что настанет время, когда мы сможем поехать туда и поклониться праху воина-освободителя, праху моего родного дяди, у которого никого не осталось на Земле, кроме нас…