Аркадий Францевич Кошко - человек выдающихся познаний и способностей, благодаря которому российская правоохранительная работа вышла на международный уровень, а московский отдел сыскной полиции в полной мере воспроизвёл величие своего расцвета. Но затем было лишь угрюмое затмение, которое ознаменовало крах А.Ф. Кошко как начальника московского сыска и, что самое трагичное, как человека, любящего свою Родину, но отвергнутого ею.
В дореволюционной России было введено прекрасное понятие - "отцы и дети Судебной реформы". Отцы её породили, а дети пожинали её неисчисляемые плоды.
А.Ф. Кошко родился в 1867 году и на протяжении всей жизни, а особенно профессиональной деятельности, был воплощением того реформенного дитя, которое уважало труды отцов. Получив домашнее образование и офицерское звание на службе, будущий криминалист, как ни странно, немало времени уделял работе на железной дороге, однако ему очень полюбились детективные романы, а страстью его стала криминалистика.
В дальнейшем, попав на полицейскую службу и начав с должности помощника, он пройдёт немалый путь до начальника Московской сыскной полиции. Он был одним из первых, кто составил криминологическую карту Москвы: были отмечены все криминальные районы, все точки "оседлости" криминалитета, был реализован совершенно новый уровень агентурной работы (в то время ещё не существовало понятия "оперуполномоченный"). А.Ф. Кошко, углубляясь в новые перспективы для экспертной работы, которые воссозданы благодаря гармоничному сочетанию научных достижений и новаций в судебных реформах, буквально воссоздал полицейские отделы в Москве, подарив им передовую дактилоскопию, криминалистическую фотографию и методики идентификации.
Говорить об отдельных делах, расследованных московским начальником, будет делом неблагодарным и нерезультативным, ибо никто, кроме самого А.Ф. Кошко, не сделает это лучше. Рекомендую самостоятельно ознакомиться с его воспоминаниями, которые издавались в разные годы, так как это прекрасная литература, в которой могут найти много полезного и увлекательного как сотрудники органов, так и всякие интересующиеся.
Отметим лишь, что в 1913 г. на Международном съезде криминалистов, что проходил в Женеве, указанный отдел был отмечен как лучший по раскрытию неочевидных преступлений. Тогда-то пресса и дала уважаемому А.Ф. Кошко такое броское имя – «русский Шерлок Холмс». И в данном случае сложно отрицать, что именно судебная реформа 1864 г., открывшая интеллектуальному слою России горизонты и возможности в организации новаторств в экспертизе, правоохранительной работе, суде во многом подарила легендарному сыщику поле для испытания своих уникальных навыков.
К несчастью, жизнь А.Ф. Кошко трагично переменилась к 1917 году. С началом революции ему пришлось уехать из России, вывезти тайным способом, под видом цирковой труппы, свою семью и прожить остаток жизни в Европе, но не наслаждаясь усладой местной жизни, а упиваясь мечтой однажды вернуться. А.Ф. Кошко приглашали работать в английской полиции, но для этого нужно было присягнуть перед короной, на что криминалист не пошёл: как и было сказано, он мечтал о возвращении домой, на Родину.
Аркадий Францевич Кошко скончался в Париже 24 декабря 1928 года, будучи управляющим в магазине, торгующем мехами. Взглянем, что он писал о последних годах своей жизни:
«Тяжёлая старость мне выпала на долю. Оторванный от Родины, растеряв многих близких, утратив средства, я, после долгих мытарств и странствований, очутился в Париже, где и принялся тянуть серенькую, бесцельную и никому теперь не нужную жизнь.
Я не живу ни настоящим, ни будущим - всё в прошлом, и лишь память о нём поддерживает меня и даёт некоторое нравственное удовлетворение».