Начинающие фотожурналисты на протяжении большей части 19-го и начала 20-го веков, мечтали не о Hasselblad, Rolleiflex, Leica или любой другой популярной пленочной камере, которая, в наши дни, больше считается, как желанный коллекционный предмет.
Нет, самым любимым рабочим инструментом среди сливок профессиональных журналистов была так называемая пресс-камера.
Это были прочные машины, созданные специально для нужд репортеров, в том числе для тех, кто работает в опасных условиях, например, для военных фотографов. В течение значительного периода истории фотографии пресс-камеры оставались самыми функциональными и дорогими устройствами, о которых мечтал любой фотограф.
Давайте отправимся назад в прошлое и посмотрим на историю пресс-камер и как они исчезли под давлением современной фотографии.
Происхождение и рассвет пресс-камер
Даже когда фотография только зарождалась, как средство массовой информации, некоторые производители уже думали о потенциальных продажах более компактных камер, которых спокойно можно было держать в одной руке.
Фотоаппараты конца 19 века обычно делались из дерева с латунными шторками и линзами. Эти материалы прочные и эластичные, но при этом удивительно легкие, особенно по сравнению со сталью. Благодаря этому, производство компактных камер было вполне осуществимо и многие примеры сохранились по сегодняшний день.
Однако, такие камеры всё равно не привлекали фотожурналистов, по большей части из-за характеристик и проявляемого материала.
Мокрые пластины с коллодием, самый популярный носитель изображений в конце 1800-х годов. Они должны были проявляться сразу после экспонирования, а это означало, что фотографам нужно было собственное портативное оборудование для фотолаборатории, чтобы брать их с собой в поле. Кроме того, светочувствительность пленки (или, скорее, светочувствительность пластины) была очень ограничена — максимум несколько единиц ISO и доли одного ISO в случае пластин с низкими характеристиками!
Это, в сочетании с довольно медленными объективами, означало, что длительные выдержки были необходимы в любое время суток, независимо от объекта. Таким образом, прогулочная фотография, спортивные мероприятия и репортажи, оставались несбыточной мечтой.
Затем, в 1890-х годах, вся парадигма перевернулась с ног на голову. Сухие пластины, которые можно было проявить в любое время после съемки, быстро улучшились в производительности благодаря достижениям в области химии.
Это, наряду с другими достижениями в области фотографических технологий, произошедшими параллельно, примерно в это же время, открыло дорогу для совершенно нового поколения камер.
Пресс-камера первого поколения, 1900-1920 гг.
Одним из первых примеров является Goerz-Anschütz — сегодня совершенно неизвестное имя, но в то время оно пользовалось серьезной репутацией.
Это была камера коробчатого типа, сделанная из дерева. Матовый экран, и вся линзовая панель выдвигались и убирались вдоль распорок и кожаных сильфонов, чтобы сделать камеру достаточно компактной и легко помещаемой в сумку.
Настоящая привлекательность Goerz-Anschütz Ango заключалась не только в его размере, но и в его затворе. Разработанный с использованием чрезвычайно инновационной конструкции фокальной плоскости, так называемый ролевой затвор Goerz-Anschütz был способен развивать максимальную скорость 1/1000 секунды — уже в 1894 году!
В верхней части корпуса Ango находилась еще одна убийственная особенность - видоискатель. До Goerz-Anschütz и ему подобных в подавляющем большинстве камер для фокусировки использовался стеклянный экран.
Это было точным и простым в использовании способом, но медленным, как может подтвердить любой, кто имел дело с современными широкоформатными камерами!
Эта камера использовала видоискатель типа Newton, который представляет собой металлическую рамку с простой стеклянной передней линзой и сеткой, похожей на прицел, расположенной близко к глазу фотографа для точной композиции.
Такие видоискатели, конечно же, не могли корректировать параллакс, показывать зону фокусировки или глубины резкости, или делать что-либо из ряда вещей, которые мы привыкли видеть в видоискателе современной камеры.
Вот почему Ango и бесчисленное множество подобных моделей сохранили стеклянный смотровой экран сзади в дополнение к «живому» видоискателю в верхней части корпуса.
Все его инновационные функции сделали маленький Ango бескомпромиссным хитом во всей Европе и Северной Америке. Журналисты популяризировали его использование, демонстрируя возможности съемки «активных действий» с помощью этого быстрого затвора.
Хотя официально Ango не является специализированной камерой для журналистики, она всё равно считается одной из первых когда-либо созданных камер для прессы.
Всемирный успех благодаря зеркальным пресс-камерам, 1925-1940 гг.
В течение нескольких лет лучшими представителями в области пресс-камер были раскладные камеры, такие как Ango. Однако вскоре появился новый конкурирующий дизайн. Конструкция представляла собой крупноформатную однообъективную зеркальную пресс-камеру.
Да, вы правильно прочитали: Зеркальная камера в 1920 году!
Стремясь совместить удобную и точную фокусировку стеклянного экрана со скоростью и универсальностью внешнего видоискателя, инженеры камеры придумали конструкцию поворотного зеркала.
Зеркало могло отображать отраженное изображение того, что видел объектив и подниматься во время экспонирования пластин (или пленки, которая быстро набирала популярность). Другими словами, этот принцип до сих пор используется в цифровых зеркальных фотокамерах спустя целое столетие — с одной важной оговоркой: довоенные зеркальные фотокамеры не имели пентапризмы.
Уникальные свойства таких стеклянных призм, не говоря уже о том, как их изготовить с высокой точностью, до сих пор оставались загадкой. Это означало, что зеркальные пресс-камеры отражали изображение, создаваемое объективом, вверх тормашками.
Таким образом, пользовательский опыт таких зеркальных фотокамер намного больше похож на использование двухобъективных зеркальных камер из 1950-х годов и остается таковым до срабатывания затвора, когда срабатывает драматический и чрезвычайно мощный удар зеркалом.
Несмотря на дополнительный вес поворотного зеркала, громкий звуковой профиль затвора и очень высокую цену этих камер, они зарекомендовали себя как незаменимые рабочие лошадки, среди профессиональных журналистов.
Поскольку это был период, когда фотография серьезно зарекомендовала себя как неотъемлемый аспект новостных репортажей, а современные (на тот момент) зеркальные фотокамеры выглядели так характерно, с их привлекающими внимание звуками затвора, именно в 1920-х годах появился термин «пресс-камера».
По большей части это относилось к дорогостоящей элите зеркальных камер: такие бренды, как Pressman, Graflex и другие были на пике популярности.
Но Angos, а также другие бренды раскладных камер, такие как VN Press и Roth, продолжали пользоваться огромной популярностью из-за своих относительно небольших габаритов и примерно в это же время, их также стали называть «пресс-камерами».
Блестящий гламур пресс-камеры эпохи ар-деко
Ближе к концу 1930-х годов пресс-камеры продолжали быстро развиваться, пока не достигли своей самой знаковой и узнаваемой формы. Мы говорим, конечно же, о Graflex Speed Graphic.
Graflex уже был производителем очень конкурентоспособных широкоформатных зеркальных фотокамер еще в 1898 году, поэтому у них было больше опыта, чем у остальных. Они также могли полагаться на отзывы бесчисленных работающих фотожурналистов в качестве ориентира для улучшения дизайна своих камер.
Преемник популярных зеркалок Graflex был представлен в 1912 году и не сразу завоевал популярность. У него было несколько замечательных функций, таких как сменные объективы и относительно легкий корпус, который было удобно держать. Увы, его высокая цена и о билие зеркальных камер на рынке отодвинули его на второй план.
Только на пике эпохи джаза, в 1928 году, Graflex выпустила обновленную версию. Эта Speed Graphic, оснащенная гораздо более широким и быстрым набором объективов, множеством улучшений эргономики, улучшенными видоискателями и множеством других вкусностей, стала неоспоримым хитом.
Вместо того, чтобы заново изобретать велосипед, Speed Graphics была ориентирована на универсальность. Она сочетала в себе функции других камер в одном универсальном корпусе, которая могла делать практически все.
С экраном из матового стекла и светосильными телеобъективами она была отличным вариантом для студийного портрета.
Но благодаря точному дальномеру в дополнение к вспомогательным видоискателям для отслеживания движущихся объектов, Speed Graphic отлично показала себя и на открытом воздухе в полевых условиях.
Скорость затвора камеры увеличилась до 1/1000 секунды, но многие из стандартных объективов для неё поставлялись со своими собственными встроенными лепестковыми затворами, которые фотограф мог использовать в качестве альтернативы для уменьшения шума работы камеры.
Это огромное сочетание превосходных функций и существующей репутации Graflex означало, что Speed Graphic стала основной камерой для прессы середины 20-го века. Конкуренты, такие как Busch Pressman и Linhof Technika, были одинаково любимы и оценены их пользователями, но ни один из них не мог сравниться со Speed Graphic с точки зрения репутации или признания в поп-культуре.
Включите голливудский фильм «Золотого века» 1930-х или 40-х годов или даже современный фильм, действие которого происходит в те времена, и вы, вероятно, заметите по крайней мере несколько камер Speed Graphics везде, где появляются журналисты.
На самом деле господство Speed Graphic было настолько велико, что каждая фотография, получившая Пулитцеровскую премию до 1953 года, была сделана исключительно этой конкретной маркой и моделью камеры!
Кризис пресс-камер
Что произошло после 1953 года?
Для этого нам нужно взглянуть на кризисный период пресс-камер. Этот кризис начался, по иронии судьбы, как раз на пике популярности этих камер в 1925 году.
Пролог к кризису: Leica выходит на первый план
В том же году гениальный изобретатель из Германии по имени Оскар Барнак представил публике свой проект сверхкомпактной камеры «миниатюрного формата», использующей 35-мм кинопленку.
Leica, как ее называли, не добилась мгновенного успеха за пределами своей родной страны, как и Speed Graphic. Но усовершенствования и улучшения сделали её чрезвычайно привлекательной, добавив сменное крепление объектива, встроенный дальномер для фокусировки и многое другое.
К концу 30-х годов Leica были одной из самых продаваемых камер, когда-либо произведенных на тот момент, значительно превосходя по продажам Graflexs и уступая только дешевым камерам для массового рынка, таким как Kodak Brownie.
Несмотря на очевидные преимущества Leica в скорости и размере, представители прессы в основном отвергали ее и считали камерой для любителей. В основном это было связано с одной проблемой: размерами этих крошечных 35-мм негативов. В 30-е годы увеличение фотографий по-прежнему считалось в основном эзотерической практикой, и газеты и журналы одинаково нуждались в больших принтах для своих первых полос и разворотов.
Какое-то время эти моменты сдерживали успех Leica. В то время как художники и богема предпочитали камеру от Leica, и она даже сразу заняла огромную нишу в научной, уличной и фэшн-фотографии, журналисты еще не смогли массово её принять.
Вторая мировая война и ее влияние на фотожурналистику
На кровавых, дезориентирующих и стремительных полях сражений в Европе, Северной Африке и Тихоокеанском регионе начали проявляться слабости пресс-камер в формфакторе Graflex.
Да, Speed Graphics была невероятно универсальной, но она достигла этой универсальности за счет избыточности. Её затвор был сложным, тяжелым, громким, и его было трудно отремонтировать в полевых условиях. В зависимости от версии он имел до трех разных видов видоискателей плюс отдельный дальномер, что добавляло объема и сложности в управлении.
Все, от смены объектива до установки нового листа (которая была необходима после каждого отдельного кадра), было трудоемким, сложным и порой, из-за необходимой скорости съемки, могли случаться досадные ошибки.
Вот почему многие журналисты, особенно работающие на передовой, перешли на более легкие и компактные альтернативы. Произведенная в США Argus C3, квадратная 35-мм дальномерная камера размером с ладонь, была выпущена миллионами и стала отличным карманным «оружием» для тысяч фотожурналистов.
Военные атташе и те, кто работал в разведке или в войсках связи, использовали Kodak Medalist, дальномер среднего формата, делающий кадры 6x9 см, специально разработанный для военного времени.
Несмотря на все возможности этих маленьких камер, их подвела одна огромная слабость — ограничения печати небольших негативов.
Хотя не для каждого негатива требуется крупный шрифт, особенно в условиях военной экономики, руководство оборонной промышленности, а также сами журналисты все больше интересовались идеей разработки более совершенных методов увеличения для получения более качественных и крупномасштабных отпечатков. из маленьких картинок и компактных камер.
Японское вторжение
Несмотря на технический прогресс и перемены в настроениях, широкоформатная пресс-камера американского производства оставалась актуальной на протяжении всех послевоенных 1940-х годов.
Фактически, Graflex Speed Graphics, выпущенные в этот период, были самыми продаваемыми моделями бренда!
Последними гвоздями в крышку гроба старой пресс-камеры вскоре последуют две определяющие войны 1950-х годов — Суэцкая война и Корейская война.
В этих сражениях фотожурналисты еще раз осознали ценность карманных ультракомпактных камер, способных снимать большие серии изображений.
Один из них, некий Дэвид Дуглас Дункан, экспериментировал с объективами странного японского производителя Nippon Kogaku, рекомендованного ему другом из оккупированной тогда Америкой страны.
Эти объективы, прикрепленные к камере Leica, продемонстрировали невероятный уровень резкости и детализации, извлеченные из крошечного 35-мм негатива. Это было то, во что многие в индустрии отказывались верить, и что Дункан использовал, делая большие провокационные репродукции своих работ для показа в крупных журналах.
Объективы Nippon Kogaku, с кем-то вроде Дункана в качестве их представителя, быстро завоевали популярность. Примерно в это же время компания разработала собственную камеру, вдохновленную дальномером Leica с элементами Contax, которая получила название Nikon I.
В конце концов, в 1959 году Nikon превратился из дальномера в компактную зеркальную фотокамеру с пентапризмой. Эта камера стала новаторской Nikon F. Вскоре после этого вся компания переименовала себя в честь этой легендарной камеры.
Зеркальная фотокамера Nikon F - признана надежной, эргономичной и проверенной войной. Она исполовала 35мм плёнку на 36 кадров, обеспечивала отличные результаты для большинства пресс-работ, и отвечала всем требованиям журналистов 60-х годов. Это было похоже на камеру будущего.
Есть только одна проблема: Nikon не очень хорошо продавался среди журналистов.
Закат пресс-камер
Ставшая одной из самых продаваемых моделей камер всех времен и вдохновившая множество конкурентов, серия зеркальных фотокамер Nikon доминировала в мире фотографии почти всю вторую половину 20-го века.
От военных фотографов, работавших во Вьетнаме и Буркина-Фасо, до репортеров местных новостей во Франции, от случайных уличных фотографов до фотографов-пейзажистов и других — почти у каждого был или хотел быть Nikon, Pentax или Minolta.
Были попытки возродить идею специальной, отдельной «пресс-камеры» в первые годы адоптации зекральных камер. Например, Mamiya представила странную ретрофутуристическую машину под названием Mamiya Press в 1960 году. Эта камера была модульной и могла снимать кадры среднего формата 6×4,5, 6×6, 6×7 и 6×9 на рулонной пленке, листе или пластине.
Камера поставлялсась с множеством хорошо зарекомендовавших себя объективов Mamiya, рукояткой, которая также использовалась для дистанционного спуска затвора, и встроенным дальномером, а также приспособлением для экрана из матового стекла и кожаных мехов.
Другими словами, она взяла все функции, которых не хватало Nikon по сравнению с Graflex Speed Graphic, убрала или упростила остальные, и уменьшила все это, чтобы сделать камеру намного легче и более функциональной.
Хотя некоторые оценили это, особенно журналисты, работающие в журналах с крупным форматом, а не в газетах, Mamiya Press не выполняла той роли, для которой изначально предназначалась.
Mamiya Press не смогла заменить 35-мм зеркальные фотокамеры в стиле Nikon в качестве предпочтительного инструмента среди фотожурналистов, и со временем стала всё больше и больше продаваться для студийной фотографии.
То же самое можно сказать и про более поздние модели Mamiya, которые были аналогичным образом разработаны для журналистов, но так и не нашли прочной опоры на этом рынке.
Сама Graflex прекратила производство Speed Graphic в 1973 году. К тому моменту продажи уже упали до минимума, а рынок пресс-камер был объявлен мертвым.
Наследие пресс-камер
Вы, вероятно, уже знаете остальную часть истории. Зеркальные фотокамеры продолжили быть незаменимым инструментом фотожурналистики 20-го века до самого конца, но в новом тысячелетии их заменили цифровые зеркальные фотокамеры, а совсем недавно — беззеркальные камеры.
И если задаться вопросом: «Что случилось с пресс-камерами?». Ответ будет лежать на поверхности.
Пресс-камера, как таковая, никогда не умирала. Вместо этого, постоянное развитие конструкций пресс-камер, привели её к кульминации, в виде легендарной зеркальной фотокамеры Nikon F, а далее камеры стали настолько универсальными, что в конечном итоге завоевали области, выходящие далеко за рамки журналистики, для которой они изначально были разработаны.
Что касается другого вопроса, который мы упоминали в начале, что такое пресс-камера, на самом деле ответить несколько сложнее. Если бы вы спросили репортера сто лет назад, он, вероятно, указал бы вам либо на раскладушку, такую как Goerz-Anschütz, либо на зеркалку, такую как оригинальный Graflex.
Всего несколько десятилетий спустя такие дальномеры, как Speed Graphic, станут квинтэссенцией пресс-камеры, внедренной в общественное сознание как повседневный инструмент журналиста.
Еще позже ее место заняла зеркальная фотокамера с пентапризмой. Хотя термин «камера для прессы» со временем исчез, можно легко утверждать, что Nikon и Pentax той эпохи, а также топовые зеркальные и беззеркальные камеры сегодняшнего дня также являются камерами для прессы.
В конце концов, за последние 100 лет не так сильно изменилось одно: потребности и требования профессиональных фотожурналистов продолжают диктовать потребности для выпуска самых мощных и дорогих камер в мире.