Представляете, довольно долго сомневался – вставлять ли в весенний цикл эту песню и этого автора! И не спешите меня к стенке ставить, ща объясню:
Тут дело в каком-то индивидуальном, слегка искаженном восприятии. Ну слипаются у меня в голове несколько окуджавских песен в один полновесный цикл песен о весне и о любви. Причем такой, знаете, юношеской. С приключениями депрессивного характера, романтическим безумием в очах и безудержными мечтаниями по поводу и вокруг предмета обожания. Ну а ежели заводиться с таким циклом – при чем тут тогда цикл сезонных песен! А ежели полновесная статья, так чего тогда нынче – на следующий год Булату Шалвовичу соточку станем отмечать, вот и повод для кучи разнообразных текстов. В общем, с большим трудом удалось в собственной голове договориться с внутренними спорщиками, что вообще-то тоже отдает романтическим безумием и приключениями депрессивного характера. А это ведь ни мне, ни Окуджаве, говоря серьезно, «не к лицу и не по летам».
Да!.. Надо же объяснить, что именно у меня в голове слиплось так, что я уже стал в уместности Окуджавы в сезонном цикле сомневаться! Понятно все про Дежурного по апрелю – тут клинический случай: лирический герой настолько обуян романтическим безумием, что родная мама уже готова докторам соответственного профиля позвонить. Пока для консультаций, а там – от разговора зависит. Но это же – не единственная гениальная вещь, рожденная романтическим безумием. Этот же самый герой, то чуть взрослея, то опять впадая в юношеский любовный жар, кочует у Окуджавы из песни в песню. Чуть успокоился и поумнел (читай стал чуточку старше и мудрее) – и на тебе, Часовые любви зазвучали. По какой-то причине вышел из равновесия – и опять юношеский максимализм, с которым он, собрав вокруг себя слегка нетрезвый духовой состав, в котором кларнетист с флейтистом красивы как черти, ведет его под окна любимой по ночной Москве. И сама любовь… нет, сама Любовь шагает рядом, размахивая в такт оркестровым бунчуком. Ну а коли вечер не задался, а предмет обожания довелось увидеть хохочущим в чужой компании, пусть даже женской исключительно, тут уж Полночный троллейбус в помощь. Ну, а где еще в самом деле, можно укрыться от превратностей любви на часок с друзьями по переживаниям.
Думается, именно в этом троллейбусе Булат Шалвович, устав маяться юношеским романтическим безумием, в обязательно выдаваемом каждому пассажиру кондуктором троллейбуса при входе блокнотике записал бессмертное – за что ж вы Ваньку-то Морозова, ведь он ни в чем не виноват! И это стало отличным лечением для самого автора. Ну а лирический герой, пересев из троллейбуса в автобус и переключив полночь на полдень (у них у лирических героев это же запросто и мгновенно) отправился к Наде-Наденьке или от нее, что в принципе для лирического героя совершенно идентичные маршруты.
Понимаю, друзья, что и песни эти совершенно разных лет, и писаны не в том порядке, и вообще, этот текст отдает безумием уже не романтического, а клинического характера. Но примите во внимание, что песня-то все же в цикле, причины сомнений объяснены и аргументированы, и даже запись авторского исполнения во вполне студийном качестве звучит. Говорит это о том, что автор канала Бард-Дзен пришел в себя и обрел железобетонную адекватность? Не дождетесь, как говаривали в Одессе в ответ на вопрос о здоровье. Нормальный и адекватный человек не станет три с лишним года едва не ежедневно такую вот пургу писать. Тем более почти бесплатно.
Да и сами-то вы, друзья? Вас же тут никто силком за прочтение не усаживает, а уж писать вдумчивые комментарии даже под страхом расстрела заставить нельзя – всегда можно дежурным «песня юности» или «любимый автор» отделаться. А то и наставить в комменте смайликов вместо слов – автору же все равно приятно! В общем, диагноз романтическое безумие у нас с вами общий, чему я опять же безумно рад. И Булат Шалвович - тоже пациент нашей палаты, чем уже можно и гордиться. Единственное уточнение – кто-то может романтическим безумием и страдает или мается, а мы с вами и с Булатом Шалвовичем заодно этим наслаждаемся. Все! Отставить разговорчики! Дежурить по апрелю ша-а-а-а-агом марш! И не важно, что за окном май.