Продолжаем вспоминать (знакомиться) с тем как в годы Второй мировой войны Япония решала проблемы снабжения нефтью своей армии и флота, ведь собственных месторождений у нее почти не было.
Продолжение, начало повествования можно прочитать ЗДЕСЬ.
Итак, надо отдать должное руководству японского Императорского флота, оно четко представляла значимость своевременного пополнения топлива для своих кораблей и необходимость создания требуемых запасов. И перед началом войны были приняты ряд мер по обеспечению флота топливом, в первую очередь это было связано с постройкой танкеров для флота.
К началу войны тоннаж танкерного флота Японии составлял 575000 брт из судов более 500 т. Для океанских перевозок были пригодны 49 судов
общим тоннажем около 400000 т. Большая часть судов была зафрахтована военно-морским флотом для обеспечения операций первого этапа войны. По данным Т. Хаттори из книги «Япония в войне 1941-1945» на 8 декабря 1941 года ВМФ контролировал 270000 из 380000 т тоннажа океанских танкеров, по другим данным из 575000 т на японский Императорский флот работало 67%. Армия так же фрахтовала суда для своих нужд, но ее доля на протяжении всей войны никогда не превышала 3% (или 14.000 брт в абсолютных цифрах). Предполагалось, что в середине 1942 года, после завершения первого этапа войны (наступательного) флот вернет часть танкеров под гражданское управление (не менее 100000 т) и снизит ежемесячное потребление топлива с 300 000 до 250000 т. Однако не произошло ни того, ни другого.
Активные действия по обороне Соломоновых островов привели к тому, что в августе, сентябре и октябре расход горючего составлял 300000 - 340000 т в месяц, и уже к концу октября 1942 года флот исчерпал свой годовой лимит. Что же касается танкеров, то представители флота соглашались с необходимостью возвращения части судов, но не видели для этого никакой реальной возможности. Более того, флоту требовался дополнительный тоннаж, в результате к концу 1942 года под контролем военных моряков находилось уже 75% танкерного тоннажа Японии. Здесь следует учитывать, что танкерные суда требовались не только для доставки топлива, часть из них использовалась неэффективно, служа плавучими хранилищами в передовых базах флота (Рабаул, Кавиенг, Трук, позднее Палау). В результате 10 декабря 1942 года на заседании совета с участием императора, премьер-министра, представителей армии и флота было решено, что корабли ВМФ будут снабжаться нефтью непосредственно в районе Южных морей, а для доставки собственно в Японию будут использованы наливные суда, переоборудованные из грузовых и новой постройки.
Удивительно, но потери в 1942 году оказались небольшими, можно даже сказать мизерными. За весь год только три танкера потопили подводные лодки, и один попал под бомбы в гавани острова Кыска. Американские субмарины просто не дотягивались со своих баз до основных маршрутов танкеров, да и ненадежные американские торпеды играли на руку японцам. Но те не смогли воспользоваться подобным подарком судьбы: нехватка тоннажа не позволила пополнить запасы топлива в метрополии, а программа ускоренной постройки судов была запущена слишком поздно, чтобы дать результаты к концу года. Давайте познакомимся подробнее с принятыми мерами.
Постройка судов во время войны осуществлялась, в основном, по серийным проектам. Первую программу стандартизации приняли в марте 1942 года, по ней предполагалось строить транспорты пяти типов и танкеры трех типов. Эти суда были близки предвоенным конструкциям и соответствовали стандартным проектам транспортов союзников. Наиболее крупными оказались быстроходные танкеры проекта 1TL в 10000 брт, по 1ТМ проекту строились суда средних размеров, а представители типа 1TS стали самыми маленькими и тихоходными. Если сравнивать с судами союзников, то проекту 1TL примерно соответствовал американский проект T-2 (16765 дедвейт, 159,56x20,73x9,1 м., скорость 14,5 уз.). Но американцы построили в 1942 году 63 танкера разных типов, а японцы - всего шесть проекта 1ТМ, три 1TSи несколько нестандартных.
Для справки: танкер 1TL - 10000 брт, 153,11х20х9,1 м, 9500 л.с., 18,5/15 узл (макс/эконом); танкер 1TМ - 5200 брт, 120,06х16,31х7,35 м, 3600 л.с., 15/12,5 узл (макс/эконом); танкер 1TS - 1020 брт, 60х9,81х4,7 м, 950 л.с., 12/10 узл.
Пик постройки судов по первой программе стандартизации пришелся на 1943 год, когда в строй вошли 43 единицы танкеров. Вдобавок к этому, не менее 12 транспортов других стандартных проектов были также переоборудованы в танкеры в первом квартале этого года.
Но очень скоро пришло понимание, что танкеров все равно не хватает. Необходимость крупномасштабной постройки транспортных судов привела к принятию в конце 1942 года второй программы стандартизации. Ее отличала уменьшенная номенклатура проектов, к тому же они были предельно упрощены и приспособлены для массового производства в условиях дефицита материалов, квалифицированной рабочей силы и времени. Обводы судов в основном образовывались прямыми линиями и плоскими поверхностями, расстояние между элементами набора было увеличено, от двойного дна отказались везде, где это было возможно. По этой программе строились следующие танкеры: проект 2TL - упрощенная версия 1TL, 2ТМ уменьшенного, по сравнению с 1ТМ, тоннажа, 2TEd, строившийся на базе корпуса транспорта проекта 2Е -самого массового японского серийного судна.
Для справки: танкер 2TL - 10000 брт, 148,1х20,4х9 м, 4500 л.с., 15/13 узл (макс/эконом); танкер 2TМ - 2850 брт, 93,05х13,8х6,05 м, 1100 л.с., 11,5/9,5 узл (макс/эконом); танкер 2TEd - 870 брт, 60х9,5х4,5 м, 430 л.с., 9/7 узл.
Дополнительно несколько транспортов типа 2А (6600 брт, 10200 дедвейт, 9,5/13 узлов) были переоборудованы в танкеры и получили обозначение 2ТА.
Для справки: Суда получились типичной продукцией военного времени: слабый корпус переламывался после одного попадания, а двигатели часто выходили из строя (особенно у судов проекта 2TEd, оснащенных дизелями), так у одного из танкеров этого типа переход из Японии в Сингапур занял около шести месяцев из-за постоянных проблем с машиной.
Несколько позднее, в сентябре 1943 года была принята третья программа постройки стандартных судов. По ней должны были строиться танкеры тех же типов, что и по второй программе, однако оснащенные более мощными двигателями и с большей скоростью хода. Но она запоздала: до конца войны успели построить 5 танкера проекта 3TL, 11 - ЗТЕ и 1 - ЗТА.
Для справки: танкер 3TL - 10000 брт, 150,11х20х9 м, 9000 л.с., 19/16 узл (макс/эконом); танкер 3TА - 7200 брт, 129х18,22х8,54 м, 4500 л.с., 13 узл.; танкер 3TЕ - 870 брт, 60х9,5х4,63 м, 500 л.с., 11/9,5 узл.
ВМФ, еще перед войной, оценивая сложившуюся с танкерами ситуацию, пришел к выводу о необходимости постройки специальных быстроходных судов снабжения.
По программам 1939 -1941 годов планировалось пополнить флот несколькими судами оригинальных проектов, но перегруженность верфей строительством военных кораблей привела к тому, что эти снабженцы вошли в строй уже в середине войны. Первым, в марте сорок третьего, вошел в строй «Казахайя» водоизмещением 18300 т. Планировалось построить два танкера этого типа, но заказ на второй был аннулирован, как и заказы на 15 быстроходных заправщиков проекта «Карико», представлявших собой тип улучшенного «Казахайя». Все эти суда соответствовали общепринятому в мире типу танкера по архитектуре и основным качествам, но, похоже, японцы не были бы сами собой, не создай они нечто оригинальное.
Проект следующего флотского заправщика сильно отличался от всего, построенного ранее, - танкер-гидроавианосец со смещенным к носу ходовым мостиком, а на пространстве в середине корпуса должны были размещаться шесть гидросамолетов, катапульта для их запуска и кран для подъема с воды. Стандартное водоизмещение составляло 18300 т, скорость - до 16,5 уз.
Планировалось построить две единицы, но в строй вошло только одно судно (корабль?) -«Хайасуи», строительство второго отменили. К сожалению, жизнь танкера оказалась очень короткой: вступив в строй в апреле 1944 года, он летом участвовал в битве в Филиппинском море и получил повреждения от вражеской авиации, а уже 19 августа пошел на дно после атаки американской подводной лодки у о. Лусон. Сведений о нем сохранилось мало, и точно неизвестно, получил ли он авиагруппу.
Видимо, этот проект понравился флотскому начальству, и в планах появились семь танкеров типа «Тамано» с уменьшенным до 15600 т водоизмещением, увеличенной на полузла скоростью, и авиационным вооружением из 14 самолетов, но реалии войны вынудили отказаться от их постройки.
Осуществленным проектом авианесущего танкера стали корабли типов «Шимане Мару» и «Ямаширо Мару», созданные на базе стандартных нефтевозов 1TLи 2TL соответственно. Надстройки срезали, над топливными танками смонтировали ангар на 12 и 8 самолетов соответственно и полетную палубу размерами 155x23 м для первого и 125x23 м для второго.
К сожалению, эти корабли вступили в строй слишком поздно. «Шимане Мару» был закончен в феврале 1945 года и погиб под бомбами американских палубных самолетов 24 июля 1945 года, а однотипный «Отакисан Мару» так и не был введен в строй до конца войны. «Ямаширо Мару" потоплен почти сразу после постройки 17 февраля 1945 года американскими авианосными самолетами в Иокогаме при подготовке к первому рейсу, однотипный ему «Чигуса Мару» достроили уже после войны (как самый обычный танкер).
Для поддержки авианосных соединений были создан еще один оригинальный проект - специальные суда, совмещавшие в себе функции танкера для перевозки авиатоплива и ремонтных мастерских для авиационного оборудования. В 1943 году в строй вошли два таких судна снабжения проекта «Ашидзури» и два танкера проекта «Суносаки». Все они погибли в 1944 году.
Массовый ввод в строй танкеров серийной постройки позволил увеличить тоннаж танкерного флота до 670000 т в январе 1943 года, 774000 т в июне и 834000 т (по другим данным до 870000) в декабре 1943 года. При этом доля флота в контроле над тоннажем снизилась до 64% в июне и 44% - в декабре, уменьшившись в абсолютном выражении с 500000 до 380000 т.
В результате предпринятых усилий в 1943 году удалось добиться приемлемого уровня поставки нефтепродуктов в метрополию (табл. 5). Что интересно, потери "танкерного флота" продолжали держаться на низком уровне и с избытком перекрывались новым строительством. За первую половину 1943-го года субмарины потопили всего шесть танкеров специальной постройки. В июле и августе потерь от лодок вообще не было.
Авиация так же не могла похвастать большими успехами. Все это породило у японцев определенную эйфорию: казалось, надо было только продолжать серийную, крупномасштабную постройку танкеров и все будет в порядке. По этой причине конвои не вводились, суда совершали одиночные переходы без охранения, противолодочная оборона находилась в зачаточном состоянии. Но летом этого года произошли важные изменения в действиях американских подводных сил, и это очень быстро почувствовал "на себе" японский флот....
Продолжение следует.
По материалам П.Кравченко.