Найти тему
Navygaming Channel

Нефть для японского флота/Часть 2. - Требуется больше танкеров!

Продолжаем вспоминать (знакомиться) с тем как в годы Второй мировой войны Япония решала проблемы снабжения нефтью своей армии и флота, ведь собственных месторождений у нее почти не было.

Продолжение, начало повествования можно прочитать ЗДЕСЬ.

Итак, надо отдать должное руководству японского Императорского флота, оно четко представляла значимость своевременного пополнения топлива для своих кораблей и необходимость создания требуемых запасов. И перед началом войны были приняты ряд мер по обеспечению флота топливом, в первую очередь это было связано с постройкой танкеров для флота.

К началу войны тоннаж танкерного флота Японии составлял 575000 брт из судов более 500 т. Для океанских перевозок были пригодны 49 судов
общим тоннажем около 400000 т. Большая часть судов была зафрахтована военно-морским флотом для обеспечения операций первого этапа войны. По дан­ным Т. Хаттори из книги «Япония в войне 1941-1945» на 8 декабря 1941 года ВМФ контролировал 270000 из 380000 т тон­нажа океанских танкеров, по другим дан­ным из 575000 т на японский Императорский флот работало 67%. Армия так же фрахтовала суда для своих нужд, но ее доля на протяжении всей войны никогда не превышала 3% (или 14.000 брт в абсолютных цифрах). Предполагалось, что в середи­не 1942 года, после завершения первого этапа войны (наступательного) флот вернет часть танкеров под гражданское уп­равление (не менее 100000 т) и снизит ежемесячное потребление топлива с 300 000 до 250000 т. Однако не произошло ни того, ни другого.

Танкер "Хайатомо"
Танкер "Хайатомо"

Активные действия по обороне Соломоновых островов привели к тому, что в августе, сен­тябре и октябре расход горючего составлял 300000 - 340000 т в месяц, и уже к концу октября 1942 года флот исчерпал свой годовой ли­мит. Что же касается танкеров, то представители флота соглашались с необходимостью возвращения части судов, но не видели для этого никакой реальной возможности. Более того, флоту требовался дополнительный тоннаж, в результате к концу 1942 года под контролем военных моряков находилось уже 75% танкерного тоннажа Японии. Здесь следует учитывать, что танкерные суда требовались не только для доставки топлива, часть из них использовалась неэффективно, слу­жа плавучими хранилищами в передовых базах флота (Рабаул, Кавиенг, Трук, позд­нее Палау). В результате 10 декабря 1942 года на заседании совета с участием императо­ра, премьер-министра, представителей армии и флота было решено, что корабли ВМФ будут снабжаться нефтью непосредственно в районе Южных морей, а для доставки собствен­но в Японию будут использованы налив­ные суда, переоборудованные из грузо­вых и новой постройки.

Удивительно, но потери в 1942 году оказались небольши­ми, можно даже сказать мизерными. За весь год только три танкера потопили подвод­ные лодки, и один попал под бомбы в га­вани острова Кыска. Американские суб­марины просто не дотягивались со сво­их баз до основных маршрутов танке­ров, да и ненадежные американские торпеды играли на руку японцам. Но те не смогли вос­пользоваться подобным подарком судь­бы: нехватка тоннажа не позволила по­полнить запасы топлива в метрополии, а программа ускоренной постройки судов была запущена слишком поздно, чтобы дать результаты к концу года. Давайте познакомимся подробнее с принятыми мерами.

Постройка судов во время войны осу­ществлялась, в основном, по серийным проектам. Первую программу стандар­тизации приняли в марте 1942 года, по ней предполагалось строить транспорты пя­ти типов и танкеры трех типов. Эти суда были близки предвоенным конструкциям и соответствовали стандартным проектам транспортов союзников. Наиболее крупными оказались быстроходные тан­керы проекта 1TL в 10000 брт, по 1ТМ проекту строились суда средних раз­меров, а представители типа 1TS стали самыми маленькими и тихоходными. Если сравнивать с судами союз­ников, то проекту 1TL примерно соответ­ствовал американский проект T-2 (16765 дедвейт, 159,56x20,73x9,1 м., скорость 14,5 уз.). Но американцы построили в 1942 году 63 танкера разных типов, а японцы - всего шесть проекта 1ТМ, три 1TSи несколько нестандартных.

Для справки: танкер 1TL - 10000 брт, 153,11х20х9,1 м, 9500 л.с., 18,5/15 узл (макс/эконом); танкер 1TМ - 5200 брт, 120,06х16,31х7,35 м, 3600 л.с., 15/12,5 узл (макс/эконом); танкер 1TS - 1020 брт, 60х9,81х4,7 м, 950 л.с., 12/10 узл.

Пик постройки судов по первой программе стандартизации пришелся на 1943 год, когда в строй вошли 43 единицы танкеров. Вдобавок к этому, не менее 12 транспортов других стандартных проектов были также переоборудованы в танкеры в первом квартале этого года.

-2

Но очень скоро пришло понимание, что танкеров все равно не хватает. Необходимость крупномасштабной постройки транспортных судов привела к принятию в конце 1942 года второй про­граммы стандартизации. Ее отличала уменьшенная номенклатура проектов, к тому же они были предельно упрощены и приспособлены для массового произ­водства в условиях дефицита материа­лов, квалифицированной рабочей силы и времени. Обводы судов в основном образовывались прямыми линиями и плоскими поверхностями, расстояние между элементами набора было увели­чено, от двойного дна отказались везде, где это было возможно. По этой про­грамме строились следующие танкеры: проект 2TL - упрощенная версия 1TL, 2ТМ уменьшенного, по сравнению с 1ТМ, тоннажа, 2TEd, строившийся на базе корпуса транспорта проекта 2Е -самого массового японского серийного судна.

Для справки: танкер 2TL - 10000 брт, 148,1х20,4х9 м, 4500 л.с., 15/13 узл (макс/эконом); танкер 2TМ - 2850 брт, 93,05х13,8х6,05 м, 1100 л.с., 11,5/9,5 узл (макс/эконом); танкер 2TEd - 870 брт, 60х9,5х4,5 м, 430 л.с., 9/7 узл.

Дополнительно несколько транс­портов типа 2А (6600 брт, 10200 дедвейт, 9,5/13 узлов) были переобо­рудованы в танкеры и получили обозна­чение 2ТА.

Для справки: Суда получились типичной продукцией военного времени: слабый корпус переламывался после одного по­падания, а двигатели часто выходили из строя (особенно у судов проекта 2TEd, оснащенных дизелями), так у одного из танкеров этого типа переход из Японии в Сингапур занял около шести месяцев из-за постоянных проблем с машиной.

Несколько позднее, в сентябре 1943 года была принята третья программа постройки стандартных судов. По ней должны были строиться танкеры тех же типов, что и по второй программе, однако оснащенные более мощными двигателями и с большей скоростью хода. Но она запо­здала: до конца войны успели построить 5 танкера проекта 3TL, 11 - ЗТЕ и 1 - ЗТА.

Для справки: танкер 3TL - 10000 брт, 150,11х20х9 м, 9000 л.с., 19/16 узл (макс/эконом); танкер 3TА - 7200 брт, 129х18,22х8,54 м, 4500 л.с., 13 узл.; танкер 3TЕ - 870 брт, 60х9,5х4,63 м, 500 л.с., 11/9,5 узл.

ВМФ, еще перед войной, оценивая сложившуюся с танкерами ситуацию, пришел к выводу о необходимости по­стройки специальных быстроходных судов снабжения.

-3

По программам 1939 -1941 годов планировалось пополнить флот несколькими судами оригинальных про­ектов, но перегруженность верфей строительством военных кораблей при­вела к тому, что эти снабженцы вошли в строй уже в середине войны. Первым, в марте сорок третьего, вошел в строй «Казахайя» водоизмещением 18300 т. Планировалось построить два танкера этого типа, но заказ на второй был анну­лирован, как и заказы на 15 быстроходных заправщиков проекта «Карико», представлявших собой тип улучшенного «Казахайя». Все эти суда соответствова­ли общепринятому в мире типу танкера по архитектуре и основным качествам, но, похоже, японцы не были бы сами со­бой, не создай они нечто оригинальное.

Танкер "Казахайя"
Танкер "Казахайя"

Проект следующего флотского заправ­щика сильно отличался от всего, построенного ранее, - танкер-гидроавиа­носец со смещенным к носу ходовым мостиком, а на пространстве в середине корпуса должны были размещаться шесть гидросамолетов, катапульта для их запуска и кран для подъема с воды. Стандартное водоизмещение состав­ляло 18300 т, скорость - до 16,5 уз.

Планировалось построить две единицы, но в строй вошло только одно судно (корабль?) -«Хайасуи», строительство второго отме­нили. К сожалению, жизнь танкера оказалась очень короткой: вступив в строй в апреле 1944 года, он летом участвовал в битве в Филиппинском море и получил повреждения от вражеской авиации, а уже 19 августа пошел на дно после ата­ки американской подводной лодки у о. Лусон. Сведений о нем сохранилось ма­ло, и точно неизвестно, получил ли он авиагруппу.

Танкер авиатоплива (корабль снабжения авианосцев) "Синосаки"
Танкер авиатоплива (корабль снабжения авианосцев) "Синосаки"

Видимо, этот проект понра­вился флотскому начальству, и в планах появились семь танкеров типа «Тамано» с уменьшенным до 15600 т водоизме­щением, увеличенной на полузла скоро­стью, и авиационным вооружением из 14 самолетов, но реалии войны вынуди­ли отказаться от их постройки.

Осуществленным проектом авианесу­щего танкера стали корабли типов «Шимане Мару» и «Ямаширо Мару», соз­данные на базе стандартных нефтевозов 1TLи 2TL соответственно. Надст­ройки срезали, над топливными танка­ми смонтировали ангар на 12 и 8 само­летов соответственно и полетную палу­бу размерами 155x23 м для первого и 125x23 м для второго.

Танкер авиатоплива (корабль снабжения авианосцев) "Асизури"
Танкер авиатоплива (корабль снабжения авианосцев) "Асизури"

К сожалению, эти корабли вступили в строй слишком поздно. «Шимане Мару» был закончен в феврале 1945 года и погиб под бомбами американских палубных самолетов 24 июля 1945 года, а однотипный «Отакисан Мару» так и не был введен в строй до конца войны. «Ямаширо Мару" потоплен почти сразу после постройки 17 февраля 1945 года американскими авианосными самоле­тами в Иокогаме при подготовке к пер­вому рейсу, однотипный ему «Чигуса Мару» достроили уже после войны (как самый обычный танкер).

Для поддержки авианосных соедине­ний были создан еще один оригиналь­ный проект - специальные суда, совме­щавшие в себе функции танкера для пе­ревозки авиатоплива и ремонтных мас­терских для авиационного оборудова­ния. В 1943 году в строй вошли два таких судна снабжения проекта «Ашидзури» и два танкера проекта «Суносаки». Все они погибли в 1944 году.

-7

Массовый ввод в строй танкеров се­рийной постройки позволил увеличить тоннаж танкерного флота до 670000 т в январе 1943 года, 774000 т в июне и 834000 т (по другим данным до 870000) в декабре 1943 года. При этом доля флота в контроле над тоннажем снизилась до 64% в июне и 44% - в декабре, уменьшившись в абсолют­ном выражении с 500000 до 380000 т.

В результате предпринятых усилий в 1943 году удалось добиться приемлемого уровня поставки нефтепродуктов в метрополию (табл. 5). Что интересно, потери "танкерного флота" продолжали держаться на низком уровне и с избыт­ком перекрывались новым строительством. За первую половину 1943-го года субмарины потопили всего шесть танкеров специальной постройки. В июле и авгу­сте потерь от лодок вообще не было.

Авиация так же не могла похвастать боль­шими успехами. Все это породило у японцев определенную эйфорию: каза­лось, надо было только продолжать серийную, крупномасштабную постройку танкеров и все будет в порядке. По этой причине конвои не вводились, суда совершали одиноч­ные переходы без охранения, противоло­дочная оборона находилась в зачаточном состоянии. Но летом этого года про­изошли важные изменения в действиях американских подводных сил, и это очень быстро почувствовал "на себе" японский флот....

Продолжение следует.

По материалам П.Кравченко.