Найти тему
Логопед Анна Полякова

Как ошибка логопедической науки стоила моему сыну полтора года развития.

Начинаю цикл статей о Дисфагии. Дисфагия название научное, для Дзена неудобное и непонятное. Простым языком оно переводится, как нарушение глотания. Многие скажут : "Да, есть такой недуг, но это для сложных, тяжелых детей, нам-то он для чего? "

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Очень часто мне задают вопросы: "Ребенок говорит одним звуком либо вообще исключительно мычит. Ставим ставим речевые уклады, а речь все не идет, наверное он просто умственно отсталый, хотя вроде все понимает. Ест более-менее нормально, но печеньем и овощами давится. Хлеб прожевать может, а каша с комочками идет наружу.Пьет воду как пеликан, закидывает ее в глотку а потом глотает." - Корни всех этих недугов лежат в дисфагии.

Дисфагия очень масштабная отрасль логопедии. В процессе глотания участвуют 50 парных мышц, так же задействованы органы дыхания и пищеварения. Я буду стараться объяснять проблемы максимально простым языком, чтобы мамочки могли определиться есть ли у их ребенка подозрение на данный недуг.

Основа дисфагии, ее самая тяжелая точка -это пищевой зонд и уход от него. Последствия- это бульбарная дизартрия паралич корня языка, нарушение жевания, слюноотделения, глотания.

С пищевых зондов детей снимают в стационарах больниц. Очень часто зондовое питание не проходит бесследно. Если малыш родился полностью здоровым, но недоношенным, его мозг не затронули никакие недуги, то скорее всего зонд может вызвать лишь проблемы с пищеварительной системой из-за раздражения стенок гортани и желудка. Если же в основе нарушения према пищи лежит более тяжелая причина, такая как неудачные роды, ишемия в родах, внутрижелудочковое кровоизлияние, инсульт, то с большой вероятностью последствия нарушения глотания останутся с малышом на долгие годы.

До 85% детей с ДЦП страдают нарушением глотания в той или иной степени. Инсульты первым бьют по речевой зоне, мало кому удается избежать данного поражения.

Мой ребенок не исключение. Хотя у сына никогда не стоял диагноз ДЦП, он так же как и многие дети перенес зондовое вскармливание. С зонда моего ребенка сняли еще в реанимации. Мне выдали маленький еле-живой комочек, который ел 30 миллилитров молока ровно час. Врачи бегали вокруг меня и предлагали вернуть зонд, им были видны проявления дисфагии, но я тогда ничего о ней не знала и отказывалась, медлительность моего малыша никак меня не обременяли. Постепенно сын стал кушать быстрее и я забыла о этой теме до возникновения первых проблем с речью.

Мой малыш получил задержку предречевого развития еще в 4 месяца, но я ждала речи. После инсульта заговорить не так-то просто. Я не замечала любовь к протертой пище, считая, что пюрированное питание вполне может просто нравиться моему сыну. Я настолько была увлечена двигательной реабилитацией и развитием мышления своего ребенка, что времени на приготовления практически не оставалось. Мне было проще дать ребенку несколько банок готовой еды и снова приступить к играм-занятиям. Естественно я пыталась вводить прикорм. Сын не плохо жевал и глотал черный и белый хлеб, ел детское печенье, но рассыпчатая гречневая каша и пюрешка с кусочками еды подготавливающая к жеванию вызывали у него рвотный позыв, но я списывала это на непереносимость и нелюбовь к данным продуктам.

В тот момент я уже активно практиковала зондовый логопедический массаж. Руками прорабатывала лицо щеки и губы, залезала в рот. Работала на языке до границы рвотного рефлекса, стараясь не вызывать у ребенка рвотный позыв. Все, как рекомендовали мастера своего дела в научных учебниках. Методики Новиковой и Крупенчук я применяла в соответствии с требовании, не принося ребенку дискомфорт, на позитиве и без боли. Толку от такой работы практически не было. Чего-то нам с сыном явно не хватало.

Тогда я начала углубляться в тему сильнее, и, наконец, нашла суть наших с сыном проблем - остаток бульбарного синдрома. К сожалению, современные науки: дефектология и логопедия развиты крайне слабо. Основной проблемой, не дающей моему ребенку говорить была мысль о том, что если корень языка встает колом перед нами повышенный тонус корня языка. Язык в спастике оттянут назад, тонус не пускает его в рот, не давая работать правильно, при этом артикуляция кончика языка полностью сохранена, это путает большинство логопедов не имеющих дело с тяжелыми детьми, и им кажется, что причина проблемы именно в умственной отсталости, но это не так. Самое ужасное, что большинство учебной и научной литературы говорит именно о смешенном тонусе рта с преобладанием повышенного тонуса на корне. Расслабления корня не приносила моему сыну никакой динамики. Мне очень повезло попасть к опытному, старому логопеду работающему исключительно по ДЦП, причем в самой тяжелой его форме. Она улыбнулась и сказала, я тоже считала, что это гипер тонус, он похож на гипер, мышцы тянет на себя, но это не гипер это гипо тонус, в соответствии с вашим общим тонусом. Действительно у моего ребенка всегда был сниженный тонус, у него висели щеки, плохо работали губы, мышцы во всем теле отличились слабостью, откуда мог взяться гипер тонус причем в одной точке на корне языка. Ошибка, передающаяся и дублирующаяся в научных трудах стоила моему ребенку полутора лет реабилитации. "Не верь глазам своим",- так можно описать данную патологию. Как только диагноз был установлен правильно, буквально за 2 месяца я вправила рот сыну.

Обмен опытом, крайне важная часть логопедической работы. Раньше я не понимала, зачем известная мне, опытная логопед нанимает своему ребенку с генетическим нарушением сторонних специалистов. В тот день я ощутила, как нюансы меняют все, и порой талдыченье учебников становятся тупиковым вариантам следования ошибкам науки.

Стоило убрать тонус корня языка, как моего сына прорвало в речь. В других статьях я подробно опишу механизм дисфагии, попробую донести общей принцип данной методики.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.