Найти тему
Катехон

Турция 2023

Оглавление

Самые важные выборы, приуроченные к 100-летию создания Турецкой Республики – страна в переломный момент.

Турция готовится к проведению президентских и парламентских выборов 14 мая 2023 года после того, как Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турецкой Республики, объявил, что дата выборов будет перенесена с ранее запланированных 18 июня на 14 мая 2023 года. Эти выборы в Турции были названы «самыми важными в истории страны» [1] с момента образования Республики. Помимо множества партий и кандидатов в президенты, внутри и за пределами Турции также существует консенсус в отношении того, что на этот раз выборы станут поворотным моментом для будущего страны. Важность этих двадцать восьмых президентских и парламентских выборов в Турции обусловлена тем фактом, что они проходят через 100 лет после создания современной Турецкой Республики Мустафой Кемалем Ататюрком, и Республика вступает во второе столетие своего существования при очень сложных глобальных обстоятельствах.

Несомненно, эти выборы будут напрямую влиять на формирование геополитических отношений [2], сил и баланса в контексте военного конфликта между Восточным и Западным блоками на территории Украины. Решение, которое примут турецкие избиратели в мае, будет отражать не только то, кто будет руководить страной, но и представления об экономическом пути, по которому пойдет Турция, и о роли, которую она будет играть в смягчении последствий глобальных и региональных конфликтов, таких как война на Украине и беспорядки в Средиземноморье, на Ближнем Востоке и в Африке.

Избирательный процесс

Высший избирательный совет Турции (YSK) объявил, что 60 904 499 избирателей имеют право участвовать в выборах и могут проголосовать на 190 736 избирательных участках, а также, что за границей имеется 3 286 786 имеющих право голоса избирателей, которые будут голосовать на 4 969 избирательных участках за границей в период с 27 апреля по 9 мая 2023 года.

В день выборов, то есть 14 мая 2023 года, избиратели одновременно изберут нового президента Республики и 600 депутатов/представителей в Великое Национальное Собрание Турецкой Республики.

Выборы Президента Республики

Президент Турецкой Республики избирается прямым голосованием в два тура, в которых кандидат должен набрать относительное большинство (более 50%) голосов, чтобы быть избранным. Если ни один из кандидатов не наберет большинства голосов в первом туре, то 28 мая 2023 года состоится второй тур выборов, в котором примут участие два кандидата, имеющие наибольшее количество голосов, набранных в первом туре.

Полномочия Президента Турецкой Республики ограничены двумя сроками по пять лет каждый. Однако, если досрочные выборы проводятся до окончания второго срока, допускается третий срок. Досрочные выборы могут быть проведены либо при поддержке 60% депутатов/представителей Великого Национального Собрания Турецкой Республики, либо по указу президента. Кандидаты в президенты должны быть не моложе 40 лет и иметь высшее образование. Кандидаты могут быть выдвинуты любой политической партией, набравшей 5% голосов на предыдущих парламентских выборах, а партии, не преодолевшие порог, могут объединить усилия и выдвинуть единого кандидата, если их общая сумма набранных голосов превышает 5%. Независимые кандидаты могут баллотироваться на выборах, если соберут 100 тысяч подписей избирателей.

Среди кандидатов в президенты:

● Реджеп Тайип Эрдоган, родился 26 февраля 1954 года. Нынешнему президенту предстоит самое тяжелое испытание за его 20-летнее правление. Он является основателем и лидером «Партии справедливости и развития» (ПСР). Эрдоган возглавляет страну с тех пор, как стал премьер-министром в 2002 году.

Он был назначен президентом Турецкой Республики парламентом в 2014 году. Его полномочия носят символический характер только в теории. А именно, критики утверждают, что после вступления в должность он де-факто установил президентскую систему.

Референдум 2017 года проложил путь к президентской системе. На выборах 2018 года Эрдоган был избран президентом, набрав 52,59% голосов на выборах при высокой явке 86,24%.

Эрдоган является кандидатом от коалиции «Народный альянс» (Cumhur İttifakı), созданной в феврале 2018 года правящей «Партией справедливости и развития» (ПСР) и «Партией националистического движения» (ПНД).

● Кемаль Кылычдароглу, родился 17 декабря 1948 года. Уже 13 лет является главным лидером оппозиции в стране. Кылычдароглу является лидером «Народно‑республиканской партии» (НРП) и кандидатом от «Национального альянса», известного также как «Таблица шести». Он опытный политик, но его критикуют за отсутствие харизмы. Тем не менее, он был поддержан тремя людьми со значительными заслугами. В частности, его поддержали Мерал Акшенер, председатель партии IYI («Хорошая партия»), Мансур Яваш, мэр Анкары, и Экрем Имамоглу, мэр Стамбула.

Ожидается, что в случае победы Кылычдароглу трое из них станут вице‑президентами, что было бы необычным и нестабильным соглашением для любого правительства.

Яваш и Имамоглу сыграли важную роль в поражении ПСР в двух наиболее важных городах на местных выборах 2019 года. Это был первый признак того, что правящая партия ПСР теряет поддержку избирателей.

● Мухарем Индже, родился 4 мая 1964 года. Он является лидером правой националистической партии «Родина». Для него это будет второй раз, когда он станет баллотироваться против Эрдогана, так как он потерпел поражение на последних президентских выборах, когда набрал 30,64% голосов. После выхода из НРП в 2021 году учредил партию «Родина».

Несмотря на призывы снять свою кандидатуру, чтобы голоса оппозиции не рассеялись, Индже твердо верит, что пройдет во второй тур. Оппозиция обвиняет его в том, что его кандидатура играет на руку Эрдогану.

● Синан Оган, родился 1 сентября. Он турецкий политик азербайджанского происхождения, кандидат от «Альянса предков» (Ata İttifakı) и бывший член «Партии националистического движения» (ПНД). Его второй раз исключили из партии в 2017 году, после того как он вернулся и выиграл апелляцию о своем исключении из партии в 2015 году.

«Альянс» выдвинул его кандидатом в президенты после того, как он собрал более 100 000 подписей 26 марта 2023 года. В настоящее время он независимый политик, менее известный общественности, чем другие кандидаты. Оган был представителем в парламенте с 2011 по 2015 год.

Выборы в Великое Национальное Собрание Турецкой Республики

Верховный совет Турции (YSK) объявил, что 36 партий имеют право участвовать в выборах, поскольку они соответствуют установленным условиям, хотя официально в Турции зарегистрировано 122 политические партии.

Всего 600 депутатов/представителей Великого Национального Собрания Турецкой Республики будут избраны по пропорциональной системе в 87 избирательных округах по методу Д'Ондта [3]. Согласно избирательному законодательству, избирательные округа организованы таким образом, что 77 провинций (всего в Турции 81 провинция) составляют по одному избирательному округу каждый. Исключениями являются провинции Бурса и Измир, которые разделены на два избирательных округа, а также провинции Анкара и Стамбул, которые разделены на три избирательных округа из-за большой численности населения.

По инициативе правящей партии ПСР и ее главного политического союзника, партии ПНД, в 2022 году парламент Турции снизил общенациональный избирательный барьер для участия политических партий в парламенте с 10% до 7%. Это было первое снижение избирательного порога с тех пор, как военная хунта ввела его после государственного переворота в Турции в 1980 году.

Политические партии также могут решить баллотироваться на выборах в союзе с другими партиями, тем самым обойдя условие 7% для каждой отдельной партии в отдельности. А именно, текущее требование состоит в том, чтобы политический альянс набрал более 7% голосов.

Предвыборные коалиции

На выборах между собой будут соревноваться следующие предвыборные коалиции:

● «Народный Альянс» (Cumhur İttifakı), в который входят правящая «Партия справедливости и развития» (ПСР), «Партия националистического движения» (ПНД) и «Партия свободного дела» (Hüda-Par), суннитско-курдская исламистская политическая партия. Партия тесно связана с курдской «Хезболлой», курдской исламистской боевой организацией, которую турецкое правительство объявило террористической организацией.

● «Таблица шести» (Altılı Masa), которая включает «Народно-республиканскую партию» (НРП), «Хорошую партию» (IYI), «Партию счастья» (SAADET), «Демократическую партию» (ДП), «Партию демократии и прогресса» (DEVA) и «Партию будущего» (ПБ).

Первоначально «Таблица шести» была независимой от «Национального альянса» организацией, и только 21 января 2023 года она получила название «Национальный альянс» — Millet İttifakı.

● «Альянс труда и свободы» (Emek ve Özgürlük İttifakı) — левая предвыборная коалиция, состоящая из «Народно-демократической партии» (НДП), «Рабочей партии» (TİP), «Лейбористской партии» (EMEP), «Партии лейбористского движения» (EHP), «Партии социальной свободы» (TÖP) и «Федерации социалистических собраний» (SMF). Целью «Альянса» являются «равенство, свобода, братство, мир и демократия для турецкого общества».

● «Альянс предков» (Ata İttifakı) — правый альянс, созданный недовольными членами ПНД после того, как партия выступила посредником в союзе с ПСР на государственном уровне в 2015 году. Он был создан в марте 2023 года и включает в себя «Партию Победы», «Партию Справедливости», партию «Моя Страна» и партию «Турецкий Альянс».

● «Союз социалистических сил» (Sosyalist Güç Birliği) был сформирован «Левой партией» (SOL), «Коммунистической партией Турции» (КПТ), «Коммунистическим движением Турции» (КДТ) и «Революционным движением» (РД). Он был создан в августе 2022 года. В своей учредительной декларации альянс предлагает пять пунктов в качестве своей идеологической основы. Декларация сосредоточена на насильственной национализации и антикапитализме, общественном равенстве и общественной собственности, антинатовской и антиамериканской политике, секуляризме, антиклерикализме и антидискриминации в турецком обществе.

Избирательная кампания и недавнее землетрясение

Политические партии официально начали свои предвыборные кампании. Улицы и площади увешаны большими плакатами с обращениями к избирателям. На этот раз партии не прибегали к традиционным методам, применявшимся в предыдущих кампаниях, когда кандидаты разъезжали на автомобилях по улицам и исполняли песни, специально созданные для агитационных целей. Причиной тому является общественная атмосфера утраты, огромных человеческих и материальных потерь, причиненных землетрясением 6 февраля. Разрушительное землетрясение, вероятно, будет иметь серьезные политические последствия, которые могут оказать решающее влияние на решения многих избирателей, когда они проголосуют в середине следующего месяца. Однако это будет не единственный решающий фактор, потому что главную роль будут играть экономический кризис; инфляция, составляющая 57% с февраля 2023 года; высокий уровень безработицы (около 10%) и снижение покупательной способности граждан. На самом деле, это сыграет роль не менее важную, а то и большую, чем господствующее в обществе негодование по поводу гуманитарных последствий землетрясения. Поэтому и правящие партии, и оппозиция в своих предвыборных кампаниях уделяют основное внимание данным вопросам.

10 апреля 2023 года, в тот же день, когда Кемаль Кылычдароглу, лидер оппозиции и кандидат в президенты, опубликовал видеозапись из своей скромной кухни, обещая снизить цены на лук в стране, президент Реджеп Тайип Эрдоган торжественно презентовал ввод в строй первого авианосца, который будет преимущественно транспортировать дроны. Это первый в мире перевозчик подобного рода — TCG Anadolu. Таким образом, была открыта дискуссия о текущих приоритетах турецких избирателей. В то время как предвыборная кампания Эрдогана в основном основана на крупных национальных проектах, кандидаты от оппозиции сосредотачиваются на общих проблемах повседневной жизни и сложной экономической ситуации, с которой сталкиваются граждане, особенно в связи с инфляцией, которая достигла беспрецедентного уровня, и высокими ценами, которые повлияли на все аспекты их жизни.

В том же контексте Эрдоган обещает продолжить крупные национальные и стратегические проекты, особенно связанные с инфраструктурой, оборонной промышленностью и т. д., в то время как лидеры оппозиции обещают снизить цены на основные товары и прекратить продажу недвижимости иностранцам, чтобы снизить цены и сделать их доступными для граждан Турции, поскольку они выросли до беспрецедентного уровня.

С другой стороны, хотя турецкие избиратели приветствуют эти крупные и важные проекты, а оппозиция не умаляет соответствующих достижений, значительная часть граждан считает, что в нынешних условиях приоритет должен быть отдан улучшению экономических условий.

Главный соперник Эрдогана Кемаль Кылычдароглу ежедневно публикует видеоролики со своей скромной кухни, посвященные урегулированию экономической ситуации, поскольку граждане обеспокоены ею, в частности, в связи с ростом цен на овощи, фрукты и мясо, а также ростом реальных цен на недвижимость и многое другое, что непосредственно влияет на повседневную жизнь граждан.

До сих пор оппозиция не предложила убедительных механизмов улучшения экономических условий, но говорит только о политике жесткой экономии, продаже президентских самолетов и автомобилей Эрдогана и взятии кредитов у Всемирного банка (ВБ), что вызывает сомнения и опасения у турецких избирателей, которые считают, что возврат к займам у Всемирного банка будет означать «возврат к эпохе наставничества», напоминая о постоянном падении стоимости турецкой лиры до прихода Эрдогана к власти в 2002 году.

Неопределившиеся избиратели

Неопределившиеся избиратели — парадокс и повод для беспокойства турецкой оппозиции. А именно, даже если «Партия справедливости и развития» (ПСР) наберет меньше голосов, по ряду причин это не будет означать, что оппозиция получит больше голосов, поскольку останется зависима от голосов «плавающих» и не определившихся избирателей.

Оценки показывают, что в Турции этот сегмент был и остается в районе около 20% голосов, что является значительным процентом, и все политические партии должны учитывать его и сосредоточиться на нем.

Стоит напомнить, что на ранних этапах и «Партия справедливости и развития», и Эрдоган апеллировали к таким избирателям и делали акцент на их активизации, после того как убедили их голосовать на выборах. Лозунг Эрдогана «Мы — голос безмолвных и голос тихих» был необходим для успеха, достигнутого на последних выборах.

Турецкая оппозиция хочет завоевать колеблющихся избирателей с помощью политики нападок и критики всех достижений Эрдогана за последние два десятилетия. Однако такие методы обычно дают результаты, противоположные тем, на которые надеется оппозиция. То же самое произошло и на выборах 2018 года, когда незадолго до окончания предвыборной гонки такие голоса «перешли» на сторону ПСР, потому что избиратели не нашли убедительной и заслуживающей доверия альтернативы.

Экономическая политика

Определенно, в Турции нет ничего, что было 20 лет назад, как утверждает оппозиция, потому что средний доход на душу населения в 2001 году составлял 3 500 долларов, а во время многолетнего правления ПСР он увеличился почти до 12 000 долларов, что является естественным результатом увеличения валового внутреннего продукта (ВВП), который в 2022 году достиг 905 миллиардов долларов. Турция в настоящее время является 19-й по величине экономикой в мире.

Что касается внешнеторгового обмена, то экспорт Турции постоянно увеличивается. Несмотря на высокую процентную ставку и падение стоимости национальной валюты из-за различных спекуляций, государству удалось превратить валютный кризис в возможность, в результате чего экспорт увеличился до 254 миллиардов долларов в 2022 году.

Оппозиция всегда критически относится к экономическим результатам правительства. Она также подвергла критике снижение процентных ставок и отстранение от должности управляющего Центральным банком Турции. Однако пока оппозиция не представила своего экономического видения, а только критикует, что вызывает подозрения у избирателей, ведь логично, что если ты что-то критикуешь, то должен предлагать альтернативу. Похоже, что пока у оппозиции нет никакого плана, кроме как снова повысить процентные ставки, что будет способствовать росту турецкой лиры по отношению к доллару в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе нанесет ущерб турецкой экономике из-за возросшего уровня инфляции.

Турция в переломный момент

Предстоящие выборы являются самыми важными президентскими и парламентскими выборами в истории Турции, поскольку они решат ее судьбу и политическое и экономическое будущее. Выборы пройдут в рамках новой президентской системы, принятой в стране в 2018 году и наделяющей Президента широкими полномочиями в отношении управления страной, что, учитывая экономические вызовы, стоящие перед страной, и международные события, связанные с регионом и миром, крайне важно для принятия быстрых и эффективных решений.

Турция сталкивается с многочисленными вызовами: экономическими, политическими и дипломатическими, а также напряженностью в отношениях между действующей властью и некоторыми европейскими странами и странами региона, в том числе США и Евросоюзом.

Принимая во внимание важность Турции как региональной державы, результаты выборов будут иметь последствия для всего региона и международных отношений. Поскольку Турция является членом НАТО, она играет важную роль на региональном и международном уровне, включая сирийский кризис, израильско-палестинский конфликт, гражданскую войну в Ливии и войну на Украине, где Эрдоган — единственный западный лидер, который поддерживает прекрасные отношения с президентом России Владимиром Путиным.

Пока сложно прогнозировать итоги выборов. Окончательные результаты могут быть неожиданными. Однако самое главное, чтобы выборы были проведены демократическим, свободным и справедливым образом, чтобы все участники приняли окончательные результаты выборов, и чтобы усилия были направлены на укрепление демократии и утверждение прав человека в Турции.

Выборы в Турции станут важным моментом для волеизъявления турецких граждан и определения политического и экономического пути страны на будущее, а также достижения политической стабильности и экономического прогресса, укрепления позиций в международных отношениях и усиления роли Турции на региональном и международном уровне.