Кто-то со стороны, кто ничего не знает о таком явлении как нарциссическое насилие, мог бы предположить, что самая сложная часть вашего пути заключается в том, чтобы уйти от нарцисса.
Но правда заключается в том, что самая сложная часть наступает после того, как вы расстаетесь с нарциссом. Оставаться на расстоянии – это сама по себе одна битва. Такой же сложной задачей является принятие того, что произошло, а также работа с травмой, которая может проявиться дни, недели или годы спустя.
Никто из нас не останется прежним после пережитого нарциссического насилия, и это нормально. Если мы возьмемся за себя, то сможем выйти из этой ситуации с более сильными границами, самосознанием и отказом терпеть что-либо меньшее, чем мы заслуживаем.
Вот признаки того, что вы начинаете излечиваться от нарциссического насилия, которому подверглись.
1. В ваши глаза начинает возвращаться прежний блеск.
Мне было невозможно чувствовать себя спокойно во время нарциссического насилия, и я была на взводе еще несколько лет после ухода. Мне больно смотреть на старые фотографии тех времен, когда у меня были те отношения, потому что я вижу печаль, которую пытаюсь скрыть. На этих фотографиях моя улыбка вымучена, а в глазах – боль, которой никогда не было до нарциссического насилия.
В тот момент, когда наши отношения закончились, в моем теле снова воцарился покой. Через месяц после разрыва мой друг сфотографировал меня за ужином. Это первая фотография, на которой я увидела, что снова выгляжу как раньше, там я счастливая. На нем я вся сияю.
2. Вы можете полностью отказаться от контактов.
После здорового расставания два человека часто могут остаться друзьями.
С нарциссом это невозможно. Если бы было хоть одно правило, которое я могла бы дать вам после расставания, это было бы то, что вам не нужно вступать в контакт. Это гарантирует, что связь с травмой будет разорвана и начнется истинное исцеление. Однако… это легче сказать, чем сделать.
Даже по прошествии нескольких месяцев я думаю о том, что повсюду натыкаюсь на него. Как бы сильно я ни хотела перестать думать о нем, я изо всех сил сдерживалась, чтобы не возобновить общение и не сказать ему, что скучаю по нему. Это заняло около года, но настал день, когда я поняла, что больше не думаю о том, чтобы связаться с ним.
3. У вас больше нет этого ужасного предчувствия.
Снова и снова нам говорят прислушиваться к своей интуиции. Игнорирование этого может быть разрушительным. Во время моих отношений я отказывалась быть рациональной и признавать, что что-то не так, даже несмотря на то, что мое тело кричало мне открыть глаза. Тревога и депрессия были постоянными спутниками. Мое тело чувствовало тяжесть и изнеможение каждый день (частично из-за злоупотребления сном или недосыпания), и ничто не помогало.
После того, как отношения закончились, ужасное внутреннее ощущение мгновенно исчезло. Через несколько месяцев после того, как я освободилась, я проснулась и поняла, что больше не чувствую тяжести. Я снова почувствовала легкость.
4. Вас накрывает облегчение, а не печаль.
То, что я чувствовала после окончания отношений, было непохоже ни на что, что я когда-либо испытывала. Отчасти это было связано с осознанием того, что всё, что нарцисс когда-либо говорил или делал, было полной ложью.
Сначала я пыталась осмыслить это как обычный разрыв отношений. Со временем, когда я узнала о психологических манипуляциях, которым меня подвергли, я поняла, что избежала ситуации, которая в конечном итоге могла забрать мою жизнь. Было несколько ситуаций, когда нарцисс подвергал меня опасности, чуть ли не сталкивая со скалы, он говорил о том, как хотел бы применять ко мне еще больше насилия.
Все это жестокое обращение оказало на меня глубокое влияние; потребовалось много лет, прежде чем я смогла справиться с нарциссическим насилием.
Шло время, я продолжала излечиваться от своей травмы, но я научилась принимать это день за днем, и в конце концов печаль сменилась чрезвычайным облегчением и благодарностью. В конце туннеля есть свет. Просто помните, что у каждого свой темп.
Перевод статьи Carrie Wynn.