Страшилки Дональда Трампа о том, что американскому доллару якобы уже настал конец, легко объяснимы – ему надо сваливать вину за беды в экономике США на нынешнюю власть. Чтобы выиграть выборы, разумеется, а вовсе не спасать зеленую бумажку. Он при всем желании не смог бы этого сделать, так как большая часть стран официально взяла курс на дедолларизацию. Вопрос в том, какими способами и с какой скоростью это будет происходить.
Глава МВФ Кристалина Георгиева публично признала, что эксперты её ведомства фиксируют нарастающий отказ от доллара в расчетах между странами. Но он все еще остается основным расчетным средством в международной торговле, напоминает Георгиева. Нет смысла рассуждать о статусе доллара как резервной валюты, это пройденный этап, накопления в нем хранить уже мало кто желает, тут санкции против России произвели отрезвляющий эффект на прочие страны. Вопрос именно в торговле, в сложностях заключения новых сделок.
Например, у Ирака нет нужного числа долларов и взять их негде, поэтому там вынуждены были перейти на юань для импорта жизненно важных товаров – не от хорошей жизни. Саудовская Аравия с неприкрытым удовольствием стала торговать нефтью с Китаем за его юани, но это очень не понравилось Индии. Точнее, отказ от нефти за доллары в Нью-Дели сразу одобрили, а вот использовать валюту геополитического соперника по региону категорически не желают. Благо, из ОАЭ быстро поступило предложение покупать нефть у них – за дирхамы.
Бразилия одной рукой заключает контракты с Китаем на торговлю в юанях, а другой продвигает «сур» – новую единую валюту для стран Латинской Америки. Однако противоречий здесь нет, потому что «сур» проект сложный и долгий, он будет реализован неизвестно когда, если вообще будет. А платить за импорт чем-то вместо доллара нужно уже сейчас. Интересно, сможет ли Индия предложить свою рупию Бразилии? Она уже ведет торговлю за рупии с Россией и рассылает предложения по всем континентам.
Безусловно, лучше всех в текущей ситуации себя чувствует Россия. Флагман дедолларизации закономерно принял на себя первый удар, но и первым же получил выгоду от происходящего. Жесткое условие экспорта стратегически важных энергоресурсов только за рубли показало миру, что «да, так можно было». Как следствие, Россия не растеряла, а сменила клиентскую базу, продолжает неплохо зарабатывать и укрепляет рубль, его доля в расчетах с другими странами уже достигает 34%. Процесс дедолларизации не быстр, но неумолим.