В опросе, проведенном в нашей "Учительской", большая часть коллег (40%) отметили, что у учеников вызывает сложности #говорение
"Говорение" на уроке иностранного языка подразумевает сообщение своих мыслей, обмен информацией. Повторение за учителем слов, чтение вслух, зачитывание стиха наизусть — говорением не считаются. Что же нужно учителю учесть?
🔥1. Интерес и мотивация. Ученик внутренне спрашивает себя: для чего я сейчас говорю? Потому что мне так сказали? Или потому что мой одноклассник — теперь учитель физкультуры и хочет узнать, в какие спортивные кружки я хожу? А может, учитель на переменке спросил меня, чем я занимался на каникулах? Говорение может присутствовать на разных этапах урока, но оно должно быть не "вымученным", а исходить от чистого сердца, иметь под собой ясную задачу ("узнать, рассказать аудитории") и имитировать реальную ситуацию, в которой ученик может оказаться.
🔥2. Посильность. Тема, о которой ученик должен рассказать, должна быть ему знакома. Да, ученику 11-го класса придется рассказывать на ЕГЭ о проблемах экологии или о защите бездомных животных. И учитель в силах ему помочь это сделать.
🔥3. Языковые средства. Нередко ученик знает, что сказать, но не знает — как. Общаясь по-русски, мы не составляем ответ с нуля, а говорим готовыми, привычными шаблонами. Так и ученик должен иметь в запасе готовые клише и выражения на иностранном языке.
🔥4. Атмосфера. Ты кое-как пытаешься соединить слова, сформулировать мысль, которая кажется тебе важной, а учитель перебивает, потому что ты попутал 跟 и 给. Демотивирует? Очень. Важно дать ученикам высказаться целиком, дать понять, что на уроке их личное мнение и эмоции реально ценны. Они говорят, чтобы быть услышанными.
🔥5. Адекватные требования. Когда ученик продуцирует свою речь — устно или письменно — есть два аспекта оценивания. Точность, то есть безошибочность, и беглость, то есть уверенность и естественность. Оценивать речь по обоим критериям можно лишь в конце блока уроков, когда ученик готов сдавать итоговый тест по теме. Иначе же учителю нужно сосредоточиться на чем-то одном.
🔥6. Исправление ошибок. Все учителя спешат указать ученику, что у него не так. Но никто не замечает посыла и эмоций, которые он вложил. Важно действовать по принципу + - +, то есть похвалить содержание, исправить ошибки (не обязательно "в лицо"!), и похвалить за успешные языковые приемы. Иначе страх ошибки вызовет нежелание даже пытаться.
🔥7. Напарник. Может, ученик стесняется говорить с учителем? А может, устал в сотый раз общаться с соседом по парте? Попробуйте менять пары, организовать "минглинг" — все общаются со всеми — или наоборот вызывать по одному к доске (например, моим ученикам очень понравилось играть в учителя и объяснять новые слова классу). А если онлайн, то выключить камеру и звук, создав эффект уединения.
🔥8. Последнее, но не менее важное — подготовка учителя. Продумал ли учитель сложности, которые могут возникнуть у учеников? Дал ли четкие и понятные инструкции ученикам, они точно понимают, что делать? Когда хочется попробовать упражнение, нужно вообразить в голове, что делает учитель, что делают ученики. Можно погуглить esl speaking activities и взять идеи у английских коллег 😉