Найти тему

Демпфер, налоговый вычет и электрификация транспорта

Очень хочется дать слово министру финансов РФ Антону Силуанову: «Маржа переработчиков сегодня 8 тыс. рублей на тонну, раньше была меньше 2 тыс. за тонну. Если посмотреть, откуда она берется – за счет демпфера. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим».

В 2019 году был запущен финальный виток большого налогового манёвра. Это стало результатом внезапно возникшей идеи постепенно снизить до нуля пошлины на нефть и нефтепродукты, но при этом поднять налог на добычу полезных ископаемых (на нефть). Чтобы внутренний потребитель был на равных правах с внешним потребителем. Это, по мысли финансово-экономического блока, должно было защитить бюджет страны от колебаний на внешних рынках углеводородного сырья. Как показывает практика, защита получилась непробиваемая!

Нефтегазовые компании поинтересовались, правильно ли они поняли, что правительство решило стимулировать вывоз сырья и снизить рентабельность российской переработки. "Ой", — сказали в финансово-экономическом блоке и начали придумывать костыли. Одним из которых стал демпфирующий механизм. За счёт "костылей" компаниям возвращалось часть уплаченных налогов.

Когда министр финансов говорит, что "маржу нефтепереработчикам из бюджета платим", он не просто лукавит. Его слова сродни утверждению, что налоговый вычет после покупки недвижимости, который выплачивается за счёт ранее уплаченного налога на доход физического лица, — это что-то вроде субсидии или подарка из бюджета.

Иными словами, с компаний сначала собирают налоги, а потом часть этих налогов возвращают. Притом с большой долей вероятности можно утверждать, что с них собирают всё равно больше, чем собирали бы до действующего сейчас финального витка большого налогового манёвра. То есть сначала были придуманы поправки к системе, которые били по российским нефтеперерабатывающим заводам. Потом к поправкам были приделаны костыли. А теперь ответственные лица заявляют, что костыли — это некий подарок.

Кстати, а "маржа переработчиков сегодня 8 тыс. рублей на тонну" — это много или мало? Это примерно 6 рублей за литр (в пересчёте на АИ-95). То есть маржа завода (а не заправки!) — 6 рублей за литр. Получается, если раньше она была "меньше 2 тыс. за тонну", то её размер составлял 1,5 рубля? И "раньше" — это когда? В 2020-м? Можно, конечно, предположить, что министр, упомянув рентабельность, имел в виду весь спектр нефтепродуктов, но говорил-то он о теме, связанной только с моторным топливом, и не делал специальных уточнений.

Интересно, что пока минфин вносит предложения, которые сократят налоговый вычет на 30 млрд рублей в месяц, Правительство ищет (http://government.ru/news/48386/) средства на столь своевременное развитие электротранспорта. По какой-то причине приостанавливать эту тему для экономии государственных денег никто не спешит. Поразительно.